Фаянс и фарфор: Фарфор и фаянс: такие разные грани керамики. Чем отличаются и как выбрать

Содержание

Живописный фарфор Сафронова: клейма, выпускаемая продукция

История завода
Продукция фабрики
Клейма завода Сафронова

История завода

История завода Сафронова началась в 1814 году, когда крестьянин А.Т. Сафронов основал в Московской губернии завод по производству фарфора. Деревенька Короткая Богородского уезда, в которой обустроили фабрику, относится к так называемому Гжельскому кусту — территории, богатой высококачественными гжельскими глинами. Такое соседство с сырьем сулило хорошие выгоды в случае успеха производства.

По численности работников завод нельзя было отнести к крупным предприятиям. В 1823 году на нем трудилось только 14 человек, а в последние годы — около трех десятков работников. Однако это не помешало фабрике оказаться в числе лучших предприятий Гжели по качеству выпускаемого фарфора. Хотя в первые годы мастера завода в основном подражали работам других фабрик, в частности заводов Гарднера и Попова, позже они сумели привнести в свой фарфор определенную долю самобытности. В первой трети девятнадцатого века по художественной ценности фарфоровых изделий завод Сафронова уступал только мануфактурам Гарднера и Попова.

Предприятие выпускало разнообразные фарфоровые изделия: посуду, вазы, скульптуры, которые были сделаны из качественной фарфоровой массы и имели прекрасную художественную роспись. В 1835 году лучшие изделия завода представили на мануфактурной выставке в Москве. Медаль производителю получить не удалось, однако фарфор заметили и отозвались о нем как о продукции, заслуживающей всеобщей похвалы и одобрения.

Когда владелец завода скончался, его фарфоровое детище перешло по наследству к родственнику И.А. Сафронову. Второй владелец был павлопосадским купцом и занимался производством фарфора вплоть до 1850-х годов, пока не сдал фабрику в аренду предприимчивому Т.Я. Кузнецову (деду М.С. Кузнецова). Позже тот передал завод своему сыну С.Т. Кузнецову, после чего все оборудование фабрики, формы и изделия перевезли в находящуюся по соседству деревню Дулёво.

По сравнению с другими мануфактурами завод Сафронова функционировал относительно короткое время, из-за чего его изделия не существуют в таком количестве, как у ИФЗ, завода Попова или других крупных фабрик. В связи с этим фарфор Сафронова с художественной росписью высокого качества пользуется сегодня большим спросом у коллекционеров.

Продукция фабрики

Посуда

Посуда, созданная мастерами завода Сафронова, очень разнообразна. Особенной популярностью пользовались чайно-кофейные сервизы, которые обильно украшали яркими орнаментами, покрывали позолотой. Для многих сервизов присуща характерная ребристая форма всех элементов от чашек до сухарниц и молочников.

Чайный сервиз на 10 чайных пар.
Завод Сафронова.
Фарфор, золотая и надглазурная
роспись. Россия. XIX в.

Основными техниками, которые применяли при декорировании фарфора, были подглазурное крытье и золочение. Для создания тонких орнаментов применяли технику цировки. Крытье позволяло получить очень богатый, яркий рисунок, выполняемый на цветном фоне, а золочение создавало эффект роскоши, дороговизны фарфора. Особенно хорошо мастерам удавалась роспись с помощью эмалевых красок. Рельефные узоры, которыми были богато украшены многие изделия, изготовляли с помощью специальной пасты.

Чашка с блюдцем. Фабрика Сафронова. Первая треть XIX века.

Для ряда изделий характерно подражание ведущим российским фарфоровым заводам. Так, чашки делали с высокими ручками, декор которых располагался выше тулова. Само изделие ставили на ножку и обильно покрывали позолотой изнутри и снаружи. По форме чашки напоминали миниатюрные яйцевидные вазы, имели цилиндрическую или конусообразную форму, что было очень характерно для посуды многих фарфоровых заводов того периода.

Конфетница и чашка с цветочным
узором.
Завод Сафронова.

Орнаменты живописцев Сафронова были очень разнообразны. Среди них часто преобладали цветочные композиции, которые также были излюбленной темой мастеров фарфоровых мануфактур 19 века. Растительный орнамент изображали в виде крупных и мелких цветов, листьев, побегов, которые переплетались между собой самым причудливым образом. Сами элементы изображались как достаточно условно, так и очень точно, ярко. Изделия, на которых были изображены различные сюжеты, часто дополняли неброскими растительными орнаментами. При этом сюжеты брали из известных гравюр или журналов.

Чашка «Спящая». Завод Сафронова. Фарфор, роспись, золочение, цировка. 1810-1830-е гг.

Интересно, что среди чайных сервизов встречается набор посуды с надписями. Мастер добавил к традиционному цветному фону рисунки с изображением разных цветов. Рядом с каждым из них была надпись, указывающая, что это за цветок, а также конкретную черту или свойство, с которым он был связан.

Таким образом, в одном сервизе получилась целая коллекция разных цветов.

Чайный сервиз с изображением
цветов.
Завод Сафронова.

При росписи тарелок также наиболее популярным был цветочный рисунок. Расположенный по кругу узор из цветов и листьев обрамляли позолоченной каймой, оставляя большую часть тарелок белой или заполняя ее цветным фоном. Края тарелок часто делали узорчатыми, что придавало изделию более затейливый вид.

Тарелка с цветочным орнаментом.
Завод Сафронова. Россия.
1830-е гг.

На многих изделиях, включая посуду, мастера Сафроновых изображали популярные в то время портреты исторических персонажей, произведения прославленных художников или картинки из модных журналов. Так, в сафроновской чайной паре «Парижская мода на 1833 год» представлена дама в эффектном наряде. Этот образ был взят из четвертого номера журнала «Московский телеграф» за 1833 год.

Чайная пара с изображением дамы. Завод Сафронова. 1833-1834 гг.


Иллюстрация из журнала «Московский телеграф», №4, 1833 г.

Рисунок был изображен на изящной фарфоровой чашке, покрытой золотом, что удачно сочеталось с грацией французской модницы и ее пышным нарядом.

Встречается среди изделий завода и фарфор в стиле ампир, для которого характерно наличие симметрии, упорядоченности и классических элементов. Например, это золоченые чайники с равномерно изображенными линиями на тулове, с носиками в виде грифонов. Чтобы придать им некую элегантность, их могли сделать слегка наклоненными.

Чайник в стиле ампир. Фарфор, лепка, золочение. Завод Сафронова.

При росписи фарфора изображали не только причудливые переплетения веток и яркие букеты цветов, но и бабочек, а также разнообразные самобытные узоры, которыми обильно украшали как наружную поверхность посуды, так и внутреннюю.

Чайная пара. Завод Сафронова.
1820-1830-е годы.

Не менее популярной была и военно-историческая тематика. Военные сюжеты были навеяны недавно отгремевшей Отечественной войной 1812 года, в ходе которой русские солдаты храбро бились с наполеоновской армией. В связи с этим значительным для России событием на вазах и посуде Сафронова изображали именитых полководцев, военные баталии. Например, в их коллекции присутствовал фарфор с изображением доблестного генерал-лейтенанта А.Н. Сеславина, который проявил большую храбрость в битве с войсками Наполеона.

Помимо портеров полководцев сафроновские мастера изображали и других именитых особ: императрицу, князей и княгинь. В частности, на фарфоровых изделиях присутствовала императрица Александра Федоровна (жена Николая I), вступившая на российский престол в 1825 году.

Вазы

Вазы сафроновского завода в основном делали в традиционной для того периода форме: на ножке, с расширенной вверху горловиной, яйцевидным туловом и декорированными ручками-розетками.

Декоративная ваза
на военную тематику.
Завод Сафронова.
1830-е гг.

Центральным украшением вазы были сюжеты на различные тематики. Чаще всего это были пейзажи, сюжеты на военную тему, цветочные композиции, копии известных полотен или журнальных иллюстраций.

Флоральные мотивы, подразумевающие применение в процессе росписи растительного орнамента, также часто дополняли сложные композиции или были самостоятельным элементом. Например, фруктовый натюрморт, представленный яблоками, сливами, гроздьями винограда, удачно переплетался с цветками роз, побегами растений и листьями самой разнообразной формы.

Вазы парные с росписью.
Завод Сафронова.
1830-40-е гг.

Вазы в стиле ампир декорировали характерными симметричными полосами, внутри которых изображали повторяющиеся элементы. Сами элементы представляли собой изображения растений или их частей, птиц, бабочек или просто причудливые узоры. Ручки украшали объемным декором в форме листьев, розеток со сложным орнаментом и других элементов.

Среди общей массы изделий встречаются и характерные для завода ребристые вазы, которые зачастую декорировали цветными фонами, цветочным орнаментом и миниатюрными сюжетами.

Ваза с восьмигранным туловом.
Фарфор, кобальтовое крытье,
роспись красками, золотом.
Завод Сафронова.

Большой популярностью в домах состоятельных людей пользовались парные вазы. Симметрично расставленные на мебели или рядом с дверным проемом, они создают чувство симметрии, равновесия, поэтому не потеряли своей популярности и по сей день. Парные вазы могли быть украшены неодинаковыми рисунками, но обязательно такими, которые вписывались в общий сюжет и дополняли друг друга.

Парные вазы с тематикой пейзажей.
Завод Сафронова.

Скульптуры. Фарфоровые статуэтки завода Сафронова

Статуэтки завода Сафронова отличались хорошим качеством и интересными цветовыми решениями. Темы для лепки брали все из тех же модных журналов или гравюр. Так появилась серия фигур, изображающих элегантных дам и кавалеров. Наиболее известны фарфоровые статуэтки «Франт» («Щеголь») и «Франтихи» («Модницы»), которые передают модные веяния данного периода.

Статуэтки «Франт» и «Франтихи». Фарфор Сафронова.

При создании фигурки франта была использована иллюстрация к журналу «Новый живописец». При этом мастер полностью повторил форму тела молодого щеголя, его позу, одежду и даже шляпу, которую тот держит в руке. Однако в фарфоровой версии у франта отсутствуют усы и борода.

Фигурка «Франт или парижанин на 1831 год». Фабрика Сафронова. 1831-1832 гг.


Иллюстрация из журнала «Новый живописец», № 4, 1831 г.

Фигурки на эту тему исполняли в разных вариациях, но неизменно модницы изображались в красивых длинных нарядах с пышными юбками и рукавами, украшенными лентами. Частым атрибутам женского наряда были кружевные воротники и широкополые шляпы с большими перьями и длинными лентами.

Фигура дамы-модницы. Фарфор завода Сафронова. 1830-1840 гг.

Мастера завода также работали с популярной жанровой скульптурой, изображая людей простых профессий. Занятие человека подчеркивалось с помощью предметов его одежды или атрибутики, используемой в работе. Например, сбитенщика изображали с неизменным чайником или другим сосудом для сбитня.

Фигура сбитенщика. Завод Сафронова. 1820-е гг.


Фигура кучера. Завод Сафронова. Конец 1820-х – начало 1830-х гг.

Помимо статуэток на заводе производили чернильницы, чайницы, салфетницы и прочие предметы, применяемые в быту. Еще одной типичной для первой половины девятнадцатого века была тема амуров, патти. Для выразительности образа их дополняли живописными орнаментами. Многие скульптуры были повторением того, что выпускали на заводе Гарднера.

Чайница с рельефным декором. Завод Сафронова. 1830-1840-е гг.

Эксперты отмечают высокое качество фарфора Сафронова, свежесть красок и хорошее сочетание тонов.

Клейма завода Сафроновых

Фарфоровые изделия завода Сафронова клеймили с помощью буквы «с». Это было синее подглазурное клеймо, которое ставили от руки. Буква «с» на многих изделиях больше напоминала некий крючок, что могло быть отнюдь не случайным. В период 1800-1825 гг. на именитой фабрике Гарднера буква G, которой клеймили гарднеровский фарфор, тоже приобрела крючкообразную форму. Завод Сафронова в это время только начал свою деятельность и старался во всем подражать изделиям Гарднера. Вполне возможно, что фабрикант рассчитывал воспользоваться популярностью известного завода с помощью применения схожего клейма. Во всяком случае, изделия, помеченные такой буквой-крючком, путают до сих пор.


Крючкообразная буква «с» в клеймах завода Сафронова.


Крючкообразная буква G в клеймах завода Гарднера.

В более поздний период буква «с» в клеймах Сафронова становится более выраженной и фигурной.


Так как ее писали от руки, существует множество вариантов написания: округлой, прямоугольной, ломаной формы. Часто у буквы клейма присутствуют утолщения на концах. Кроме синего подглазурного клейма с буквой «с» встречаются и варианты вдавленной в массу буквы.



Так как со временем завод стал узнаваемым, клейма стали более индивидуальными. Теперь вместо размытой буквы «с» на фарфоре указывали, что он принадлежит Сафронову.


Такое клеймо делали вдавленным в массу.

фарфор или фаянс? Плюсы и минусы санфаянса и санфарфора. Какой материал лучше?

Однажды перед каждым встает выбор о замене сантехники. И если с ваннами все более или менее понятно, то к унитазам до сих пор остается много вопросов. В первую очередь потребителей интересует, какой унитаз прослужит дольше – фаянсовый или фарфоровый. Унитазы из этих двух материалов отличаются не только по цене, но и по своим характеристикам, хотя внешне они очень похожи. Разобраться в тонкостях выбора, преимуществах и недостатках каждого из них поможет эта статья.

Особенности фарфора

Фарфор – уникальный материал, который изготавливается из белой глины. В его составе более 50% составляет каолин, а остальное – кварц и шпат. А чтобы фарфор достиг своих оптимальных характеристик, его обжигают при температуре около 1400 градусов по Цельсию в специальных печах. Именно за счет тщательно подобранного сырья, его измельчения и просенивания, а также процесса термообработки изделие из фарфора имеет такую высокую прочность.

Фарфор имеет низкий коэффициент водополгощения, который составляет 0,05%, что является явным преимуществом перед фаянсом. Кроме того, к несомненным плюсам этого материала можно отнести следующие параметры:

  • высокая прочность к механическому воздействию, например, ударам;
  • очень плотная текстура, отсутствие пор, которые усложняют очистку изделия;
  • низкий риск образования неприятного запаха от унитаза;
  • простой уход;
  • стойкость к химически агрессивным веществам.

Однако есть у фарфора и некоторые недостатки, среди них:

  • высокое качество сделало сантехнические изделия из фарфора дорогими;
  • санфарфор по внешнему виду иногда довольно сложно отличить от санфаянса, чем иногда пользуются недобросовестные продавцы, реализуя фаянс по более высокой цене.

Таким образом, единственный минус фарфора – высокая стоимость, однако она оправдывает себя. Срок службы фарфоровых унитазов достигает 30 лет. То есть можно поставить такое устройство в уборной и не беспокоиться о его замене в течение очень продолжительного времени.

Плюсы и минусы фаянса

Фаянсовые изделия состоят из глины на 80%. Остальная масса состоит из силикатов и кварца, а также небольшого количества каолина. Температура обжига фаянсовых изделий находится в самом низком диапазоне – от 1050 до 1300 градусов. Состав, низкая плотность и невысокая температура обжига делает санфаянс самым хрупким из всех керамических материалов. Помимо этого, материал имеет очень пористую структуру и высокий коэффициент водопоглощения (от 0,5 до 12%).

Чтобы повысить потребительские характеристики товара, санфаянс покрывают специальной глазурью. Она отталкивает воду и загрязнения, не позволяя им впитаться в поры и привести сначала к потере привлекательного внешнего вида материала, а потом и к его разрушению.

Благодаря технологии глазурирования и дополнительных методов обработки значительно повышается срок эксплуатации унитазов из фаянса, а изделия принимают более привлекательный внешний вид.

К преимуществам фаянсовой сантехники можно отнести следующие моменты:

  • небольшой вес изделий из-за тонких стенок;
  • небольшие размеры;
  • долговечность;
  • устойчивость к химически агрессивным веществам;
  • невысокая стоимость.

К недостаткам можно отнести:

  • конечное качество изделия очень сильно зависит от технологии производства и может быть как отличным, так и неудовлетворительным;
  • фаянсовые изделия известных зарубежных брендов могут по стоимости сравниться с фарфоровыми унитазами.

Санфаянс станет отличным выбором, если бюджет на сантехнику ограничен. Главное при выборе – рассматривать модели от известных производителей, дорожащих своими покупателями и репутацией.

Критерии выбора

При выборе унитаза из санфаянса или фарфора есть общие рекомендации, которыми можно руководствоваться.

  • Выпуск сантехнического устройства должен подходить к типу канализационных труб, установленных в квартире. Так, вертикальный выпуск (в пол) не удастся присоединить к встроенной в стену горловине слива. К такому выпуску предусматривается совсем другое канализационное решение. Лучше подыскать подходящую сантехнику.
  • Форма и размеры унитаза должны не только идеально вписываться в помещение, но и соответствовать индивидуальным особенностям и запросам потребителя. Так, для крупного человека с большим весом маленький унитаз может доставить только неудобства.
  • Доступность самостоятельного монтажа. Если планируется провести установку фаянсового или фарфорового унитаза своими силами, то лучше заранее изучить этот вопрос и не приобретать изделие со сложными системами. Если же установку будет проводить опытный сантехник, то можно приобрести любую понравившуюся и подходящую модель.
  • Унитаз по форме, цвету и размерам не должен выделяться и идти в разрез с общей концепцией туалетного помещения. Особенно это актуально для совмещенных санузлов, где необходимо сочетание всей сантехники между собой.
  • Покупку унитаза можно осуществить как в розничном специализированном магазине, так и на просторах интернета. Причем последний вариант все больше набирает популярность, так как можно сэкономить время, силы и нередко деньги. Не столь важно, в каком магазине будет осуществляться покупка, главное, изучить сертификаты и всю информацию об изделии и производителе. Не будет лишним поинтересоваться, какая гарантия дается на выбранный унитаз.

Сказать однозначно, что лучше – фарфоровые или фаянсовые унитазы, невозможно. У каждого покупателя будут свои потребности и возможности.

Как ухаживать за материалами?

Чтобы приобретенный унитаз из фаянса или фарфора прослужил как можно дольше, сохраняя при этом свой привлекательный внешний вид, следует правильно и своевременно за ним ухаживать. Существует несколько типов промышленных средств для очистки унитаза.

  1. Подвесные блоки. В составе таких средств специализированный гель, который порционно выделяется на стенки унитаза при каждом смыве воды. Блоки отлично справляются с профилактикой известкового налета и мочевого камня, ароматизируют и обеззараживают чашу унитаза внутри. Однако только ими невозможно поддержать достаточную гигиену унитаза.
  2. Гели. Содержат очень агрессивные вещества – кислоты, щелочи или хлор. Прекрасно очищают поверхность от налета и убивают микроорганизмы. Так, щавелевая кислота подходит для ежедневной гигиены, а также позволяет убрать известковый налет. Достаточно нанести средство на стенки унитаза, оставить на 5-15 минут, а затем почистить ершиком. Гели с ортофосфорной кислотой отлично борются с ржавчиной, а с хлором – отбеливают и обеззараживают пространство.
  3. Порошки. Содержат поверхностные активные вещества, комплексообразователи, абразив и специальные антибактериальные добавки. Для фарфора не рекомендуется использовать порошкообразные средства, так как они могут привести к царапинам на поверхности изделия.

Кроме того, можно почистить унитаз народными средствами, которые есть в каждом доме.

Для ежедневной гигиены отлично подойдет пищевая сода и обычный столовый уксус. Кашицу из этих средств наносят на унитаз ершиком и чистят поверхность.

От мочевого камня поможет избавиться лимонная кислота. Несколько пакетиков средства высыпают в чашу и оставляют на 2-3 часа, а затем аккуратно чистят ершиком.

Не следует пытаться снять известковый налет жесткой щеткой или бритвой. Это только повредит поверхность унитаза. При неэффективности народных средств можно приобрести промышленные.

Ни одна квартира или частный дом не обходится без санузла, в которой унитаз – основной атрибут. Главное, подобрать удачную модель, оценить качество перед покупкой, а также правильно ухаживать за «белым другом». И тогда он будет радовать своим первозданным видом еще долгие годы.

О том, в чем отличие фаянса от фарфора, смотрите далее.

как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой?

Фарфоровая посуда считается одной из самых благородных и праздничных. Однако, как и в случае с керамикой в целом, материалов из которых она изготавливается, существует несколько. О них, а также о различиях меду ними и фаянсом, с которым нередко сравнивают и путают фарфор, сегодня и пойдет речь.

Что есть фарфор?

Фарфор – это посуда из тончайшей, полупрозрачной керамики. Его легко можно опознать по бело-голубоватому оттенку, гладкой, непористой фактуре и высокой прочности. Получается фарфор обычно путем обжига изделий, произведенных из глины, полученной из мелкого порошка полевого шпата, кварца, каолина и других природных пород, содержащих кремний и алюминий.

Для придания глиняным изделиям большей прочности и устойчивости к воздействиям воды и различных кислот фруктов и растений фарфоровая посуда всегда покрывается тонким слоем глазури. Собственно, ее наличие и отличает глиняную посуду от керамической, а разница в составах основы и используемой глазури позволяет выделять несколько видов самого фарфора.

Виды

Твердый

Базовыми компонентами в составе твердого фарфора выступает каолин (белая глина высокого сорта), полевой шпат и белая слюда. В малых количествах к ним подмешивается кварц или кварцевый песок, но на свойства готового изделия в большей степени влияют именно основные ингредиенты. Чем больше в составе смеси будет содержаться каолина, тем тверже будет изделие.

Полученная после добавления всех компонентов смесь тщательно перемалывается в мельчайшую «муку», которая замешивается до получения массы, напоминающей тесто, способное удерживать форму. Изделия из нее производятся либо путем формовки или обработки на гончарном круге.

После задания формы полученное изделие обжигается дважды: сперва без глазури при температуре до 800°, а затем после покрытия ей – при 1500°С.

Глазурью выступает перемолотый шпат, придающий поверхности посуды приятную молочную матовость. За счет того, что основа и покрытие состоят из одинаковых веществ, при обжиге они образуют прочное соединение.

Твердый фарфор, как несложно догадаться, отличается высокой прочностью, твердостью поверхности, хорошей устойчивостью к жару и кислотам и тем самым знаменитым высоким звоном, который можно услышать при легком ударе.

Он бывает двух видов:

  • Европейский – по большей части состоит из белой глины, имеет более высокую температуру обжига, расписывается на последнем этапе.
  • Восточный – доля белой глины меньше и обжигается она не при столь высокой температуре, а еще расписывается до нанесения глазури.

Мягкий

В состав мягкого или, как его еще называют художественного, фарфора входит гораздо больше компонентов: кремень, селитра, песок, морская соль, сода, квасцы и алебастр – источник белого цвета. Перемолотые ингредиенты сплавляются воедино для получения стекловидного вещества с небольшой долей глины, а затем измельчаются в «муку», из которой в дальнейшем и формируется фарфоровая посуда или другие изделия. Глазурь производится из расплавленного прозрачного стекла.

Обжиг готовых изделий также осуществляется в 2 этапа, причем примерно при одинаковых температурах. Основы – при 1100-1500°, глазури – 1050-1100°С.

В сравнении с твердым, мягкий фарфор имеет меньшую устойчивость к высоким температурам, но большую прозрачность и более нежную белизну.

Мягкий фарфор бывает 3 видов:

  • французский – стекловидный, очень похож на китайский фарфор,
  • английский – содержит в составе жженую кость и каолин, поэтому имеет белый оттенок,
  • европейский – без каолина, поэтому по составу близок к обычному стеклу, расписывается перед вторым обжигом.

Костяной

Эта разновидность по характеристикам и внешнему виду представляет собой промежуточный вариант между двумя предыдущими. Помимо компонентов, входящих в состав основы твердого фарфора, в нее включен фосфат извести, полученный при сжигании кости, за счет которого плавление смеси идет легче. По большому счету, костяной – это тот же твердый фарфор, но чуть более легкий в обработке. Температура обжига – 1100-1500°С.

Глазурь для него практически такая же, как используется для покрытия мягкого фарфора, но с небольшим добавлением буры, обеспечивающей лучшее сплавление глазури с основой.

Изобретен и начал использоваться костяной фарфор в Англии, и других его видов не существует.

Фаянс

Фаянс похож на фарфор не только внешне, но и по составу, с одним отличием – количество глины в нем вплотную приближается к 85%. Температура обжига фаянсовой посуды – 1050-1280°С.

Основные различия между фаянсом и любой разновидностью фарфора заключаются в структуре смеси и прочности – она более пористая, поэтому плохо выдерживает удары и легко впитывает жидкости. В связи с последним фактом, фаянсовая посуда обязательно покрывается глазурью.

Как отличить фаянс от фарфора?

Практически со 100% вероятностью можно утверждать, что любая из кружек на вашей кухне – фаянсовая. Убедиться в этом можно по нескольким признакам:

  • Взгляните на ободок донышка, незакрытый глазурью. Ровный белый цвет, скорее всего, свидетельствует о фарфоровой основе.
  • Посмотрите через самый тонкий элемент посуды на просвет – фаянс не будет просвечивать.
  • Слегка постучите по посуде. Фарфор всегда отличает звенящий звук, фаянс – глухой.
  • Оцените соотношение веса и размера изделия – фаянс всегда выглядит более тяжелым, чем есть на самом деле.
  • Фаянсовая посуда нередко имеет склонность к старению – постепенному растрескиванию. Это не считается дефектом.
  • И последнее – основа фарфора всегда белая, в лучшем случае, с росписью под слоем эмали. Фаянс может быть любого цвета.

Чем отличается фарфор от фаянса

Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс. Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?

Фарфор

Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.

Фарфоровая статуэткак содержанию ↑

Фаянс

А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.

Фаянсовая посудак содержанию ↑

Отличия

В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C — 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.

Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность. Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.

Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.

Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Фарфор имеет уникальные и ценные декоративные характеристики.
  2. Фаянс поглощает влагу, что делает его весьма чувствительным к перепадам температур и менее гигиеничным.
  3. Фарфор более легок и в тоже время механически прочен, чем фаянс.
  4. Фаянс менее ценен, поскольку процесс производства менее трудоемок, а используемые материалы не такие дорогостоящие.
  5. Фаянс более практичен и декоративно разнообразен, нежели фарфор.

Фарфор и фаянс: виды и технология изготовления

   Керамика — это изделия, получаемые путем спекания глины и её смесей с минеральными добавками и прочими неорганическими соединениями.

   С точки зрения технологического процесса, основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор.

    1.1. Фарфор.
   Фарфор — изделия тонкой керамики, прозрачные на свету. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной (мельчайшего помола) смеси каолина, полевого шпата, кварца и прочих алюмосиликатов (фарфор с добавлением пластичной глины называется полевошпатовым).
   Характерные признаки фарфора: белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость и природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.

   1.2. Виды фарфора.
   В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различают твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.
   Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

   1.2.1. Твердый фарфор.
   Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге.
   Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800° С, потом с глазурью – при 1500° С. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя.

   Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

   Существует условное деление твердого фарфора на европейский и восточный:

  • европейский фарфор содержит больше каолина и требует более высокой температуры при обжиге. Это прибавляет ему прозрачности, но выжигает все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор расписывают поверх глазури.
  • восточный фарфор содержит меньше каолина, чем европейский, обжигается при менее высокий температурах. Это позволяет применять ряд красок после первого обжига, то есть для подглазурной росписи.

    1.2.3. Мягкий фарфор.
   Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину.
   По сути, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500° С, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, т.е. из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100° С, когда глазурь соединяется с черепком.
   По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.
   Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

   Основные группы мягкого фарфора:

  • французский фарфор: из стекловидной, мелкозернистой массы со свинцовой, кремнистой и хрусталевидной глазурью. Внешне напоминает китайский фарфор. Отлично подходит для живописи.
  • английский фарфор: содержит жженую кость крупных рогатых животных (котяной фарфор), каолин, фосфорнокислые соли и другие вещества. Внешне похож на белый алебастр. Идеально подходит для росписи позолотой и декорирования драгоценными камнями.
  • европейский фарфор: без содержания каолина, поэтому внешне похож на фарфор, но по составу ближе к стеклу. Обжигается при низких температурах, то можно наносить большое количество красок, которые, спекаясь с глазурью, придают росписи особый блеск и прозрачность.

    1.2.4. Костяной фарфор.
   Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500° С . По существу, речь идет о твердом фарфоре, но таком, который путем перемешивания пережженной кости делается мягче.
   Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но, как и у мягкого фарфора, у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

   1.3. Фаянс.
   Фаянс («faience») — из итальянского языка от названия города Фаэнца, одного из центров керамического производства. Это плотные мелкопористые изделия, как правило, белого цвета. По составу фаянс мало чем отличается от фарфора, но меняется соотношение смесей и добавок: в нём больше глины (85% от веса). Температура обжига ниже: от 1050 до 1280°С.
   У фаянса низкая механическая прочность и более высокая пористость, это увеличивает его водопоглощаемость до 12%. Поэтому изделия обильно покрывают глазурью. Любая цветная кружка или чашка на нашей кухне — это фаянс.

   По составу и свойствам различают: глиноземный фаянс (из глины и обожженного кремня или кварца), известковый, шамотный и полевошпатовый. Последний получил наибольшее распространение в быту, благодаря более однородной смеси и большего количества в составе каолина и глины.

   1.4. Отличия фарфора от фаянса.
   По составу фарфор отличается от фаянса меньшим наличием глины и большим количеством различных составляющих: каолина, кварца и т.д. Это увеличивает его стекловидность перед глиняными изделиями.
   Существует ещё несколько секретов, которые помогают отличить фарфоровые изделия от фаянсовых:

  1. возьмите изделие, переверните и посмотрите на ободок. Если не заглазурированный край белый, то это, скорее всего, фарфор. Если черепок отличается от цвета глазури или является бежевым, светло-бежевым, то это фаянс.

  2. посмотрите изделие на свет: фарфор будет просвечиваться, а фаянс — нет. Если изделие объемное (статуэтка), то обратите внимание на донышко: у фарфора не должно быть снизу глазури. Её счищают перед вторым обжигом, чтобы изделие не прилипло к подставке, так как обжиг осуществляется при высоких температурах.

  3. фаянс совершенно непрозрачен — фарфор полупросвечивает.

  4. постучите по чашке или тарелке. Фарфор даже при легких касаниях начинает звенеть чистым и ясным тоном. Фаянс имеет более глухой звук и никогда не звучит, как фарфор.

  5. со временем фаянс «стареет» — его поверхность покрывается мелкими трещинами, как бы сеточкой. Это не дефект, а естественный процесс. У фарфора этого никогда не бывает!

  6. взвесьте кружку или чашку в руках: если она окажется тяжелее, чем кажется на первый взгляд из-за толщины стенок, значит это фаянс. Фарфор — лёгкий.

  7. как правило, фарфор белый (возможно, с росписью), а фаянс может быть цветным. Если у вас посуда синего, красного или любого другого цвета — это фаянс. Конечно, можно встретить цветной фарфор, но это крайне редкое явления, и такое изделие относится к очень дорогим, так как при цвете оно должно сохранить прозрачность. Это уже эксклюзив — уникальный, такого в обычных магазинах не продают.

что это такое, разновидности, этапы производства

Под фарфором обычно подразумевается посуда и предметы декора из прочной, тонкостенной керамики белого цвета. Изделия отличаются гладкостью, тонкостью и прозрачностью черепка, а при ударе деревянной палочкой издают чистый, «поющий» звук. Фарфор, обладающий высокой художественной ценностью, до сих пор производят вручную – именно такие предметы интересны коллекционерам и признаны выгодным вложением капитала. Но правильнее всего инвестировать в антиквариат, особенно русский, он широко представлен на отечественном рынке, известен и позволяет находить действительно редкие вещи. Из европейских марок наиболее значимы французские Севр и Лимож, а также немецкие «во главе» с легендарным Мейсеном.

О материале

Три главных компонента фарфора – каолин, полевой шпат и кварц. В зависимости от их процентного соотношения, меняется прозрачность, плотность, эластичность и прочностные характеристики материала.

Каолин Полевой шпат Кварц

Кроме того, каждый производитель использует добавки, оказывающие дополнительное влияние на свойства фарфоровой массы. Среди самых распространённых:

  • кремнезём, шамот или дегидратированная глина в качестве отощающих присадок;
  • пегматит;
  • глинозём технический;
  • легкоплавкая фритта;
  • измельчённый фарфоровый бой;
  • костяная зола;
  • бентонит;
  • калийная селитра;
  • поташ;
  • алебастр;
  • известковый мергель;
  • мел.

В отличие от фаянса, майолики и других видов керамики, фарфор имеет хорошо спёкшийся черепок, без больших пор на изломе. Это обеспечивает газо- и водонепроницаемость материала, стойкость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Всё твёрдые компоненты сырья перемалываются до порошкообразного состояния, что позволяет после обжига получать изделия с гладкой, словно полированной поверхностью. Тонкость помола определяется на свет: достаточно «поймать» стенками посуды солнечный зайчик. Если он ложится ровно, не выявляя впадины и бугорки или же инородные включения – качество фарфоровой продукции на высоте.

Этапы производства

Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.

Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.

Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.

Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.

Глазурование и роспись

«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.

Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.

Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.

По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.

Виды материала

После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).

Твёрдый фарфор

Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.

Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.

Мягкий фарфор

Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.

Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».

Костяной фарфор

В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.

До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.

«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.

Лучшие производители сегодня

Лидерами мирового рынка тонкостенной керамики по-прежнему остаются немецкие, японские, английские и французские производители. В среднем ценовом сегменте стоит обратить внимание на чешские бренды. Российская продукция отличается высоким качеством и художественностью, но дорогая, что не всегда оправдано.

Китайский фарфор, раньше служивший эталоном и вдохновлявший производителей всего мира, сегодня стал синонимом ширпотреба и фальсификата. В этой стране нет торговых марок, зарекомендовавших себя в секторе элитной керамики.

Если хочется идеального соответствия цены и качества, стоит обратить внимание на Лиможский фарфор. Бренд объединяет по географическому признаку несколько известных французских предприятий: Bernardaud, Haviland, Royal Limoges и другие. Их чайные и столовые сервизы с утончённой ручной росписью или декоративные фигурки, станут лучшим украшением любого интерьера, а также подарком к знаковому торжеству, например, на свадьбу, юбилей и новоселье.

Советы по выбору

Настоящий европейский фарфор – удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.

Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам:

  1. Посуда при ударе должна издавать мелодичный, постепенно угасающий звон. Постукивать по краю чашек или тарелок нужно специальной деревянной палочкой, не прикладывая усилий. Костяной фарфор издаёт более сильный звук с выраженными металлическими нотками.
  2. На свету почти все фарфоровые изделия становятся прозрачными. Исключение составляет продукция Гжели, стенки которой толще общепринятого стандарта в 2,5 мм.
  3. Если обратить внимание на донышко, нетрудно различить неглазурованный ободок. Он нужен, чтобы во время обжига изделия не «прикипали» к подставке. У фарфора такой ободок есть обязательно, у фаянса и других видов керамики – нет. Цвет «бисквита» должен быть таким же белым, как и глазурь, серые и жёлтоватые оттенки говорят о низком качестве продукции.
  4. Важно, чтобы глазурное покрытие не имело дефектов и микротрещин, так называемого цека. Его наличие свидетельствует о нарушении технологии обжига. Или под видом фарфора производитель пытается продать фаянс.
  5. Рисунок, нанесённый вручную, никогда не бывает полностью симметричным. Толщина линий варьируется – в центре они шире, затем постепенно сужаются, следуя за движением кисти. Как правило, не допускаются рельефные мазки, которые будут ощущаться на ощупь, поэтому гладкость фарфоровой поверхности не обязательно «скрывает» деколь. А вот полностью записанные поверхности скорее всего маскируют дефекты. Лучше, если рисунок будет занимать не более 15% от общей площади изделия.

Французский фарфор — Infogalactic: ядро ​​планетарных знаний

Французский фарфор имеет историю, охватывающую период с 17 века до наших дней.

Мягкая паста сине-белый фарфор

Основная статья: Сине-белый фарфор

Китайский фарфор давно завозился из Китая и был очень дорогой и желанной роскошью. Китайский фарфор ценили, собирали со времен Франциска I и иногда украшали сложными украшениями из драгоценных металлов, чтобы защитить их и усилить их красоту.Огромные количества, особенно серебра, были отправлены из Европы в Китай [1] , чтобы заплатить за желаемые китайские фарфоровые изделия, и были предприняты многочисленные попытки дублировать материал. [2]

Именно на мануфактуре в Невере впервые во Франции были произведены сине-белые изделия в китайском стиле, производство которых велось между 1650 и 1680 годами. после основания Французской Ост-Индской компании в 1664 году. [3]

Первый фарфор с мягкой пастой во Франции был разработан в попытке имитировать ценный китайский фарфор с твердой пастой [4] и следовать за попытками фарфора Медичи в 16 веке. [5] Первый фарфор из мягкой фритты был произведен на фабрике в Руане в 1673 году, чтобы имитировать «la véritable porcelaine de Chine» («Настоящий фарфор Китая»), [4] [6] и стал известен как «Française Porcelaine». [4] Техника изготовления нового материала была открыта руанским гончаром Луи Потератом; [4] Его лицензия на производство «фаянса и фарфора» была получена в 1673 году, подписана королем и Жаном-Батистом Кольбером. [7] В мягком фарфоре использовались синие узоры, которые уже использовались в фаянсе период. [4] Доктор Мартин Листер сообщил из своего путешествия в Париж, напечатанный в 1698 году, что производство фарфора, «такого же белого и прозрачного, как тот, что пришла с Востока», полностью функционирует в Сен-Клу. [8]

Французский лексикограф Жак Савари де Брюлон написал в 1722 году об этих первых экспериментах в своем Dictionnaire universel du commerce :

«Пятнадцать или двадцать лет назад во Франции была предпринята попытка скопировать китайский фарфор: первые попытки, сделанные в Руане, были весьма успешными, (…) эти фаянсовые предметы с новых фабрик не причисляются к французскому фаянсу — это подлинный фарфор, изобретенный французами в течение последних нескольких лет и производимый последовательно в Руане, Пасси под Парижем, а затем в Сен-Клу.» [9]

Кольбер основал Королевскую фабрику в Сен-Клу в 1664 году, чтобы делать копии (в оригинале «Contre-façons» , то есть «Подделки») фарфора в «индийском стиле». [10] Сен-Клу стал очень важной мануфактурой по производству новых товаров.

Азиатские полихромные узоры

Людовик XIV получил 1500 фарфора от сиамского посольства во Франции в 1686 году, но секрет изготовления так и остался неуловимым. [10]

Франция наконец-то открыла китайскую технику твердого фарфора благодаря усилиям отца-иезуита Франсуа Ксавье д’Энтреколеса между 1712 и 1722 годами. [10] Письма, отправленные отцу Орри в Париж, были впервые опубликованы Жан-Батистом Дю Гальдом в 1735 году, а английские издания вышли в 1736 или 1738 году. [11] Позднее письма были снова опубликованы аббатом Жан-Батистом Грозье в его «Общем описании Китая » . [12] Д’Энтреколес также отправил образцы материалов в Европу, которые были проанализированы Реомюром и привели к созданию Севрской мануфактуры после того, как в Европе были найдены аналогичные материалы. [12]

После 1730 года стал производиться также полихромный фарфор, часто имитирующий китайские стили полихромного фарфора, такие как типы «Famille rose». Японский стиль Kakiemon фарфора Arita, Япония, известный как «Fleurs indiennes» («Цветы Индии»), также использовался в качестве источника вдохновения, особенно в фарфоре Saint-Cloud и фарфоре Chantilly. Патент, выданный фабрике Шантильи в 1735 году Людовиком XV, конкретно описывает право на изготовление фарфора façon de Japon («в имитации японского фарфора»). [13]

Между тем, технология изготовления мягкого фарфора, похоже, была передана в Англию французскими гугенотскими беженцами. Первая мягкая паста в Англии была продемонстрирована Томасом Брианом Королевскому обществу в 1742 году и, как полагают, была основана на формуле Сен-Клу. [14]

Разработка оригинальных французских образцов

После этого начального периода, вплоть до конца 18 века, французские фарфоровые мануфактуры постепенно отказывались от своих китайских и японских дизайнов, чтобы стать более французскими по своему характеру. [10] Фарфор с мягкой пастой Vincennes начал демонстрировать подлинное французское вдохновение в последние годы своей деятельности, после чего обильное, разнообразное и оригинальное производство севрского фарфора продолжило эту тенденцию.

Производство фарфора получило дальнейшее развитие с использованием лиможского фарфора, типа твердого фарфора, производимого на заводах недалеко от города Лимож, Франция. Производство фарфора с твердой пастой в Лиможе было основано в 1771 году после открытия местных запасов каолина и материала, похожего на петунце, в экономически неблагополучном районе Сен-Ирие-ла-Перш, недалеко от Лиможа.

Параллельно продолжалось производство фарфора с мягкой пастой, поскольку его производство было менее дорогим.

См. Также

Банкноты

  1. ↑ Кредит, недоступный или неуправляемый на Востоке, «в конце концов европейцам пришлось прибегнуть к драгоценным металлам, в частности к американскому серебру, которое было« открытым сезамом »в этих сделках», — замечает Фернан Бродель, The Perspective мира ( Цивизация и капитализм , т.III): 217; ср. раздел «Золото и серебро: сила или слабость?» п. 490f.
  2. Китайские глазури: происхождение, химия и воссоздание Найджел Вуд с.240
  3. 3,0 3,1 Энциклопедия материалов и методов в искусстве Grove Джеральд У. Р. Уорд с.38
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Искусственный фарфор с мягкой пастой — Франция, Италия, Испания и Англия Эдвин Атли Барбер стр.5-6
  5. Применение гидроколлоидов: технология жевательной резинки в пищевой и других отраслях промышленности А. Нусинович стр.193
  6. Фарфор Эдвард Диллон стр.239
  7. ↑ М. Л. Солон, «Руанский фарфор», Журнал для знатоков Burlington, 7 № 26 (май 1905: 116-124) с. 118.
  8. ↑ Lister, Relation of a Journey to Paris , London, 1698, отмечено в Solon 1905: 116.
  9. ↑ Faïences et porcelaines du XVIème au XIXème siècle
  10. 10.0 10,1 10,2 10,3 Багдианц МакКейб, Ина (2008) Ориентализм в ранней современной Франции , ISBN 978-1-84520-374-0, Berg Publishing, Oxford, p.220 ff
  11. Керамическая технология Роуз Керр, Найджел Вуд, Джозеф Нидхэм стр.37
  12. 12,0 12,1 История керамики и фарфора: средневековье и современность Джозеф Марриат с.190
  13. Энциклопедия декоративно-прикладного искусства «Роща» Гордон Кэмпбелл стр.223
  14. Английский фарфор 18 века Джорджа Сэвиджа, стр.92

Список литературы

  • Baghdiantz McAbe, Ina 2008 Ориентализм в ранней современной Франции , ISBN 978-1-84520-374-0, Berg Publishing, Oxford

Окунитесь в вдохновляющую вселенную прекрасного северного дизайна

  • Товары
    • Товары
    • Товары
    • Настройки стола
      • Настройки стола
      • Настройки стола
      • Тарелки
      • Чашки и кружки
      • Кофе и чайники
      • Чаши
      • Столовые приборы
      • Стакан для питья
      • Блюда
      • Чашки для яиц
      • Кувшины и графины
      • Молоко и сахар
      • Держатели для бумажных полотенец
      • Соль и перец
      • Лотки
    • Товары для дома
      • Товары для дома
      • Товары для дома
      • Лампы
      • Подсвечники
      • Рождество
      • Фигурки
      • Цветочные горшки
      • Глазированные конусы
      • Банки
      • Маяки
      • Денежные банки
      • Вазы
  • Серии
    • Серии
    • Серии
    • Балюстра
    • Ботаника
    • символ
    • Фидуция
    • Фиора
    • Глазированные конусы
    • Gro Цветочный горшок
    • Hammershøi
    • Hammershøi Рождество
    • Hammershøi Пасха
    • Хаммершойский мак
    • Каолин
    • Kabell
    • Коконг
    • Контур
    • Мано
    • Нобили
    • Омаджо
    • Омбрия
    • Денежный банк
    • Стелла
    • Истории Евы
    • Unico
    • Урбания
    • Урсула
  • Новости
  • Вдохновение
    • Вдохновение

Lyngby Porceln KPM Kbenhavns Porcelnsmaleri Porcelain Copenhagen

Lyngby Porceln 1936-1969

Фарфоровый завод «Дания» расположен в г. Люнгби к северу от Копенгагена доставлял большую часть посуды. на датский рынок с середины 20 века.Kjbenhavns Porcellains Maleri (Мастерская росписи фарфора г. Копенгаген) занимался декорированием различной посуды. узоры. В 1950-х годах более функциональная тенденция совершила прорыв. с повседневным рисунком: Dan-ild, который стал большим успехом. Серия ваз — среди тех, что популярны вазы. В 1960-е годы был основан отдел художественного фарфора. изготовление и дизайн ваз и статуэток.

Краткий рассказ Porcelnsfabrikken Danmark ( Фарфоровый завод «Дания»)

В 1936 году торговцы фарфором Нильс Холст и Chr. Кнудсен основал фарфоровый завод на территории бывшего сахарного завода. завод недалеко от станции Lyngby.

Холст и Кнудсен уже в 1924 году купили небольшой компания Kjbenhavns Porcellains Maleri (Мастерская росписи фарфора г. Копенгаген) в Св.Канникестрде в центре Копенгагена. Импортный здесь расписывали и украшали фарфор. Около 1930 года компания переехала в Ховицвей. в Фредериксберге, и выросло до 120 рабочих. В 1930-е гг. что невозможно было импортировать столько фарфора, как раньше, в результате они решили производить фарфор самостоятельно на мануфактуре основана в Люнгби, где в 1950-х годах работало более 500 человек.

В 1940 г. Chr.Кнудсен покинул компанию, которая продолжила свое существование как Нильс Холст. И сын, A / S.

В первые дни существования компании Dr. Tech. Сорен Берг был нанят на должность директора. Он приехал с большим опытом из Королевского Копенгагена. Фарфоровый завод. Линия производства была оптимизирована с инвестиции в новейшие технологии.

Все выкройки посуды на новой фабрике по-прежнему отмечен старым клеймом от Kjbenhavns Porcellains Maleri (Картина на фарфоре Мастерская Копенгаген) и даже некоторые продукты получили продолжение.В 1950-е гг. Было разработано несколько новых шаблонов — в том числе Dan-ild. 1955-1963 гг. на фабрике работал керамист Аксель Брюль. я 1966 г. было принято решение о закрытии производства и завод был закрыта в 1969 году.

На выставке 4. Октябрь 2003 № 31. Январь 2004 г. были представлены образцы различных шаблонов посуды и других предметов. показали местную историческую коллекцию в Люнгбю. Выписка из каталога дает обзор продукции:

С 1937-1940 гг .:

Русенборг , Дрезден, Бельвью. Все в стиле рококо, который был популярен в конец 19 века. Кремового цвета. Набор мокко , Империя .

Валлое, Варна, Кронборг. Разработано в соответствии с к моде 1930-х годов. Валлоэ отмечен небольшой зеленой линией, а также с разными цветочными мотивами. Кремовая глазурь. Платина.

Grn Vall KPM Green Valloe KPM

Начало 1950-х

Graasten, Guldborg , Та же форма, что и Kronborg с декором по ободку.Глазурь выглядит светлее, чем раньше. Дания.

Fredensborg, Karup , узор без веера на тарелках, угловом кофейнике и т. д., украшение бортика на Фреденсборг. В узоре Каруп розы были заменены на листья в серых тонах.

Sorgenfri, традиционный стиль с цветы

Конец 1950-х

Trend, Rebild: Пока фарфор без вентилятора у тарелок и золотой край.Вариация с цветами).

Dan-ild , повседневный узор из прочного жаростойкого материала фарфор, с подглазурным декором синего цвета, но также и зеленого цвета. Застеклен в синий, зеленый и желтый цвета. Несколько вариаций с переводом украшения и изображения.

Рис, Морс, Фарс, набор мокко Java , простой узор с формой, разработанный Акселем Брюэлем.

Thermodan: Кофейный сервиз с двойным слоем фарфора по проекту Акселя Брюля.

Перевод и редакция Яна Рингсмоса после короткого текста из сети Lyngby Library http://www.lyngbybib.dk Январь 2005 г.

.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *