Соединение трех проводов: Прекратите скручивать (восклицательный знак) / Хабр

Содержание

Как правильно делать скрутки проводов: 3 надежных способа

Скрутка — это самый старый, но при этом не потерявший надежности способ соединения проводов. Несмотря на большое количество различных зажимов, скрутка по сей день пользуется популярностью и стоит в розетках и распредкоробках десятилетиями. В этой статье мы расскажем, как правильно скручивать жилы, чтобы контакт был надежным. Показывать будем на примере многожильных и одножильных проводов.

Для выполнения всех манипуляций нам потребуются

  • нож,
  • изолента или термоусадочная трубка,
  • зажигалка (строительный или обычный фен),
  • пара плоскогубцев.

Скрутки без сварки

Способ 1:

Для начала зачищаем два провода так, чтобы «голые» концы были примерно по 4 см.

Немного подкручиваем концы, чтобы жилки не раскручивались, и начинаем закручивать жилы. Для этого прикладываем основание к основанию и начинаем плотно скручивать сразу два конца (не один вокруг другого). Закручиваем в ту же сторону, что до этого жилки на концах, чтобы в процессе основной скрутки они не распушивались. В случае с моножильными кабелями прикладываем их друг ко другу и скручивать начинаем не от основания, а с концов.

Теперь для улучшения контакта одними пассатижами зажимаем у основания, а другими начинаем подкручивать конец, улучшая плотность соединения.

Затем надеваем термоусадку длиной около 3 см (так как в процессе скручивания длина концов немного уменьшилась) и нагреваем ее, пока она не зафиксирует жестко соединение. Также можно закрыть соединение изолентой — пользуйтесь тем, что для вас проще или есть под рукой.

Наша скрутка готова.

Способ 2:

Иногда нам нужно отремонтировать удлинитель, так, чтобы скрутка не торчала из основного кабеля, а шла вдоль. В этом случае нам поможет скрутка «Британка». У нее есть несколько разновидностей, но принцип скручивания для всех одинаков: намотка каждой жилы происходит друг на друга. Как и в первом случае зачищаем два конца по 4 см.

На один провод надеваем термоусадку длиной 4,5 — 5 см, чтобы немного перекрывала зачищенное место. Если будете использовать изоленту, тогда этот этап пропускаем.

Затем прикладываем два провода вдоль друг друга, как на фото. Берем двумя пальцами по середине и начинаем наматывать один конец на другой.

Стараемся скручивать так, чтобы витки ложились плотно друг к другу без больших зазоров — хотя провод не будет работать на разрыв, все же плотность соединения должна быть хорошей. Затем подтягиваем плоскогубцами, надеваем термоусадку и нагреваем ее.

Скрутки для распредкоробок со сваркой

Если нам необходимо соединить два и более моножильных медных проводов и скрыть их в распредкоробке, тогда для надежного соединения лучше сварить контакты. Для этого нам дополнительно потребуется специальный сварочный аппарат с угольными электродами. Например, сварочник ТСС Компакт-160 подойдет для такой задачи. Также нужны будут графитовые электроды (можно взять стержни из пальчиковых батареек или графитовый брусок с двигателя) и флюс.

Сначала скручиваем две жилы, как на картинке, начиная с кончиков и заканчивая основанием.

Затем с помощью сварочного аппарата, завариваем концы (только их, по всей длине варить не надо).

После этого нужно изолировать скрутки изолентой/термоусадкой и аккуратно сложить в распредкоробку.

Конечно, на сварку уходит больше времени, чем, например, на зажимы WAGO или другие клеммники, но такие скрутки стоят десятилетиями, и менять их будут уже ваши внуки.

Еще кое-что интересное из мира электрики:

Теги электричество

Соединение силовых проводов

При установке техники часто приходится соединять силовые, либо межблочные провода — удлинять вилку, наращивать провод и так далее.

Осуществить это можно разными способами.

Соединение с помощью скрутки

Это довольно распространённое соединение, даже несмотря на огромный ассортимент соединителей на рынке.

Два провода зачищаются, скручиваются вместе, после чего изолируются липкой лентой.

Довольно часто скрутка является причиной КЗ и пожаров.

Происходит это так — место плохого контакта, из-за увеличенного сопротивления разогревается, оплавляя изоляцию.

Через некоторое время через обгоревшую изоляцию два провода замыкает. 

Особенно не рекомендуется соединять скруткой мощные системы.

Полиэтиленовые клеммные колодки

Представляют они из себя латунные держатели с винтами, всё это закреплено в основании из легкоплавкого пластика. 

Используют их очень часто, основная причина — низкая цена и доступность, ими завалены все магазины и рынки.

Но при их использовании есть определённые тонкости, которые многие не знают, или пренебрегают ими.

Максимально допустимый ток нагрузки

Каждый типоразмер рассчитан на определённый ток, и он ничего не имеет общего с допустим током проводов соединяемых с помощью этих колодок.

 Если не соблюдать эти требования, то полиэтиленовый держатель начинает потихоньку плавиться от разогретых латунных соединителей. В итоге — КЗ.

Винтовое соединение

Провод прижимается винтом, который имеет не идеально ровную поверхность и совершает круговые движения.

Давайте разберём, что происходит при зажатии провода в колодке.

Скручиваем вместе жилы провода, засовываем в колодку и зажимаем винтом.

После аккуратно откручиваем и вынимаем провод, вот что получается:

 

Часть проводников отломилось, контакт не полный, а частичный.

Ослабление контакта

Постепенно контакт между проводом и клеммником ослабевает.

Причин несколько — расширение металла при нагревании, сужение при остывании, для алюминиевых проводов свойственна текучесть металла.

Соответственно, вывод:

  • использовать для соединения одножильных проводов
  • для многожильных применять втулочные наконечники
  • соблюдать указанные токи
  • периодически подтягивать прижимные винты

 

 

Пружинные клеммники WAGO

Многоразовые, серия 222

 Выпускают для соединения двух, трёх и пяти проводов.

Представляют из себя пружинящие контакты, которые защёлкиваются сверху флажками, при желании их можно отжать и без проблем вынуть провод.

Преимущества:

  • самый быстрый способ соединить провода
  • можно соединять многожильные провода
  • можно одновременно соединять провода разных диаметров
  • можно использовать одновременно и медные и алюминиевые провода
  • надежная фиксация — отсутствие нагрева
  • закрытая конструкция исключает замыкание
  • соединение не требует профессиональной подготовки
  • есть возможность измерения напряжения

  

Максимальный ток 32 А.

Только следует использовать оригинальные зажимы, у аналогов ток гораздо ниже.

Презентация зажимов от производителя:


 Одноразовые, серия 773

 

 

Зажимы этой серии предназначены для соединения только одножильного провода.

Выпускают зажимы на количество проводов от двух до восьми.

Зачищенный провод вставляется в разъём до предела, при этом он сдавливается пружинным контактом, который не даёт ему выйти назад.

 

 Выпускаются также клеммники этой серии со смазкой, состоящей из абразивного материала с техническим вазелином.

Она предназначена для удаления с алюминиевых проводов оксидной плёнки и последующей защиты от окисления.

Преимущества WAGO-773:

  • быстрое соединение
  • небольшой размер
  • надёжная фиксация
  • нет ослабления контактов

Данные клеммники рассчитаны на ток до 25 А.

Винтовые клеммные блоки Terminal Blocks TB-xxyy

Блок представляет из себя пластмассовую платформу с проводящей стальной пластиной, прижимной пластиной и винтом. Сверху всё закрыто прозрачной крышкой.

Выпускают блоки на 3, 4, 6, 9, 12 клемм.

Максимальные токи — 15, 25, 40 А. 

В обозначении, например, ТВ-2504

  • первые две цифры — ток в Амперах (25 А)
  • две последние — количество клемм для зажима (4 шт)

Преимущества терминальных блоков:

  • прижимает не винт, а пластина всей плоскостью
  • блоки реально выдерживают заявленный ток
  • прижимная шайба при откручивании поднимается вверх, оставляя зазор для провода
  • возможность соединять провода разных диаметров и из разных материалов

Недостатки:

  • винты необходимо периодически подтягивать
  • проводящая пластина стальная, а не латунная
  • пластмасса не термостойкая
  • большие размеры

Но в целом, эти блоки производят приятное впечатление по сравнению со своими китайскими собратьями.

Как правильно соединить провода: методы, достоинства и недостатки

Ни одна электропроводка не обходится без соединений. Если к розеткам, выключателям, автоматам и шинкам провода и кабели присоединяются с помощью имеющихся в их составе зажимов, то коммутацию жил между собой в соединительной коробке можно выполнить разными способами.

Рассмотрим наиболее распространенные из них, выявив их недостатки и достоинства.

Соединение проводов скруткой

Наверное, этому методу столько же лет, сколько и самой электротехнике. Реализуется он несложно, не требует применения специального инструмента: понадобятся только пассатижи. Для большего удобства можно взять еще и утконосы (круглогубцы) или еще одни пассатижи.

Провода разделываются примерно на одинаковую длину, не менее 2 – 3 см. Затем они укладываются плотно друг к другу так, чтобы граница разделки изоляции у всех их совпадала. В этом месте они удерживаются от проворачивания пальцами или пассатижами. Круглогубцами удобнее, но главный критерий при их применении – не повредить изоляцию.

Затем концы проводов равномерно скручиваются «от руки». Довершается процесс пассатижами, при этом нужно добиться максимально возможного закручивания жил.

Способ простой, но крайне ненадежный.

Скрутка имеет свойство со временем ослабеть, контакт ухудшится со всеми вытекающими последствиями. Ослабление может произойти еще в ходе укладки проводов в соединительную коробку, пока их сгибают из стороны в сторону.

Интересное видео о способах соединения проводов смотрите ниже:

Этот способ если и применяют, то только в комбинации с другими методами соединения: опрессовкой, пайкой, сваркой или применением зажимных наконечников.

Существенным недостатком скрутки является невозможность соединить между собой провода из меди и алюминия, а также – необходимость использования изоляционных наконечников или изоленты.

Скрутка является условно разъемным соединением: разобрать ее при необходимости можно, но выполнить затем повторно качественное соединение сложно.

Интересное видео о соединении проводов:

Соединение проводов опрессовкой

Для этого используются специальные соединительные гильзы. Это полые внутри цилиндры (трубки) из меди или алюминия. Материал гильзы зависит от материала соединяемых жил. Универсальным вариантом является применение луженых или анодированных соединителей.

Внутренний диаметр гильзы выбирается, исходя из сечения и количества соединяемых проводников. Критерий правильного выбора – плотное вхождение их в отверстие соединителя. При этом их можно предварительно скручивать между собой, а можно вставить и так, параллельно друг другу.

Затем гильзу надо опрессовать специальными клещами. Для этого не годится другой инструмент: пассатижи или молоток.

Соединение получается надежным, но неразборным.

При необходимости рассоединения проводов потребуется отрезать гильзу. Чтобы предусмотреть возможность переразделки, нужно оставлять больший запас жил по длине, но не каждая коробка такое позволит.

Медь с алюминием соединять тоже нельзя: в гильзе они будут находиться рядом, образование гальванической пары и дальнейшее окисление неизбежно.

Требуют дополнительной изоляции. Правда, есть гильзы полностью изолированные, но они в основном используются для соединения двух проводников между собой.

Соединение проводов сваркой

В этом способе нет ничего нового: так соединены провода в коробках квартир, построенных еще в советское время. Для этого используются специальные сварочные аппараты небольшой мощности. Для бытовых целей их делают из понижающих трансформаторов.

Сначала выполняется скрутка. Затем, на границе разделки изоляции, к проводникам подключается один вывод от сварочного трансформатора с помощью зажима «прищепки» или «крокодила». Вторым выводом является угольный электрод. Уголь нейтрален по отношению к расплавленным металлам, его задача – сформировать на короткое время дугу. Присадок при сварке не используют, сложности могут возникнуть только при работе с алюминием.

После кратковременного касания угольным электродом кончика скрутки образуется шарик из расплавленного металла. Он надежно и навсегда соединяет провода между собой.

Недостаток этого метода – необходимость наличия сварочного аппарата, средств защиты глаз, соблюдение пожарной безопасности. Но соединение получается «на века». Причем, при необходимости его можно переразделать, отрезав сплавленный участок, и заварить снова.

Пользоваться таким методом рекомендуется при постоянном выполнении монтажных работ на заказ. Тогда покупка сварочного аппарата себя оправдывает.

Соединение проводов пайкой

Есть много сторонников и противников этого метода, но на самом деле действующие нормативные документы не рекомендуют пайку в большинстве случаев при соединении проводов. Но применять ее иногда приходится.

Сначала – опять скрутка. Паять два проводника, прислоненные друг к другу нельзя, при механическом воздействии на пайку соединение будет разрушено.

Потребуется паяльник (как правильно паять — читает тут), чем больше сечение проводов и их количество в скрутке – тем он более мощный. Оптимальным считается применение паяльника на 40 – 100 Вт. Меньше бессмысленно: для успешного соединения потребуется прогреть металл целиком, одновременно на всей длине соединения.

Прогретая паяльником скрутка сначала смачивается канифолью, затем на нее наносится капля припоя. Нагрев продолжают до равномерного покрытия припоем всей поверхности соединения, при необходимости изменяя положение жала.

Пайка имеет низкую механическую прочность.

Ей можно пользоваться для подготовки гибких проводов для соединения с клеммой прибора, но только не винтовой. В этом случае лучшим выходом из положения будет напрессовка на проводник гильзы или штыревого наконечника.

Ещё одно интересное видео о способах соединения проводов:

Винтовые и WAGO соединители

Винтовые наиболее часто используют для подключения кабелей к светильникам. Их достоинство при применении в качестве соединителей проводов: простота установки и наличие изолированной оболочки. Но предварительно эти провода лучше скрутить между собой.

Но самым технологичным методом является применение клемм типа WAGO.

Для каждого проводника в них имеется персональное отверстие, а удерживается он в нем с помощью пружинного зажима, позволяющего при необходимости отключить провод и вернуть его назад.

Как соединять провода разного сечения?

Часто бывает, что в распределительную коробку приходят провода разного сечения и их необходимо соединить. Тут вроде должно быть все просто, как и с соединением проводов одного сечения, однако тут есть свои некоторые особенности. Соединять кабели разной толщины можно несколькими способами.

Помните, что нельзя в розетке на один контакт подключать два провода разного сечения, так как тонкий не будет сильно прижиматься болтом. Это приведет к плохому контакту, большому переходному сопротивлению, перегреву и оплавлению изоляции кабеля.

Как соединить провода разного сечения?

1. С помощью скрутки с пайкой или сваркой

Это самый распространенный способ. Скручивать провода можно соседних сечений, например 4 мм2 и 2,5 мм2. Вот если диаметры проводов сильно отличаются, то хорошая скрутка уже не получится. Во время скручивания нужно следить чтобы обе жилы обвивали друг друга. Нельзя допускать чтобы тонкий провод накручивался на толстый. Это может привести к плохому электрическому контакту. Не забывайте про дальнейшую пайку или сварку. Только после этого ваше соединение будет работать много лет без нареканий.

2. С помощью винтовых зажимов ЗВИ

Про них подробно я уже писал в статье: Способы соединения проводов. Такие клеммники позволяют с одной стороны завести провод одного сечения, а с другой стороны уже другого сечения. Тут каждая жила зажимается отдельным винтом. Ниже привожу таблицу, по которой можно правильно выбрать винтовой зажим для ваших проводов.

 

Тип винтового зажима Сечение подключаемых проводников, мм2 Допустимый длительный ток, А
ЗВИ-3 1 — 2,5 3
ЗВИ-5 1,5 — 4 5
ЗВИ-10 2,5 — 6 10
ЗВИ-15 4 — 10 15
ЗВИ-20 4 — 10 20
ЗВИ-30 6 — 16 30
ЗВИ-60 6 — 16 60
ЗВИ-80 10 — 25 80
ЗВИ-100 10 — 25 100
ЗВИ-150 16 — 35 150

 

Как видите, с помощью ЗВИ можно соединять провода соседних сечений. Также не забывайте смотреть на их токовую нагрузку. Последняя цифра в типе винтового зажима обозначает величину допустимого длительного тока, который может протекать через данную клемму.

Зачищаем жилы до середины клеммы…

Вставляем их и затягиваем винты…

3. С помощью универсальных самозажимных клемм Wago.

Клеммники Wago имеют возможность соединять провода разных сечений. У них есть специальные гнезда куда «втыкается» каждая жила. Например, в одно отверстие зажима можно подключить провод 1,5 мм2, а в другое 4 мм2 и все будет работать исправно.

Согласно маркировке завода изготовителя клеммами разных серий можно соединять провода разных сечений. Смотрите таблицу ниже:

 

Серия клеммы Wago Сечение подключаемых проводников, мм2 Допустимый длительный ток, А
243 0,6 до 0,8 6
222 0,8 — 4,0 32
773-3 0,75 до 2,5 мм2 24
273 1,5 до 4,0 24
773-173 2,5 до 6,0 мм2 32

 

Вот ниже пример с серией 222. ..

 

4. С помощью болтового соединения.

Болтовое соединение проводов представляет собой составное соединения состоящее из 2-х и более проводов, болта, гайки и нескольких шайб. Оно считается надежным и долговечным.

Тут поступает так:

  1. зачищаем жилу на 2-3 сантиметра, чтобы хватило на один полноценный оборот вокруг болта;
  2. делаем кольцо из жилы по диаметру болта;
  3. берем болт и надеваем на не шайбу;
  4. на болт одеваем кольцо из проводника одного сечения;
  5. затем одеваем промежуточную шайбу;
  6. одеваем кольцо из проводника другого сечения;
  7. ставим последнюю шайбу и затягиваем все это хозяйство гайкой.

Таким способом можно одновременно соединять несколько жил разного сечения. Их количество ограничивается длиной болта.

5. С помощью сжима ответвительного «орех».

Про данное соединение я подробно с фотографиями и соответствующими комментариями написал в статье: Соединение проводов с помощью зажимов типа «орех». Уж позвольте я тут не буду повторяться.

6. С помощью медно-луженых наконечников через болт с гайкой.

Этот способ хорошо подходит для соединения кабелей больших сечений. Для данного соединения необходимо иметь не только наконечники ТМЛ, но и еще обжимные пресс-клещи или гидравлический пресс. Данное соединение будет немного громоздким (длинным), может не поместиться в какую-нибудь небольшую распределительную коробку, но все же имеет право на жизнь.

Соединять тут просто. На каждую жилу одевается по наконечнику, они опрессовываются и с помощью болта с гайкой и шайбами соединяется. Затем это место изолируется с помощью изоляционной ленты или термоусаживаемой трубки (ее необходимо одеть на провод до соединения).

К сожалению под рукой у меня не оказалось толстого провода и нужных наконечников, поэтому фото сделал из того что было. Думаю по нему все-таки можно понять суть соединения.

Вроде все перечислил. Если Вы знаете другие способы соединения проводов разных сечений, то пишите в комментариях.

Улыбнемся:

Сидят в камере двое:
— За что сидишь?
— За убийство.
— Сколько дали?
— 7 лет. А ты за что?
— За браконьерство.
— Сколько?
— Пятнашка.
— Это на кого же ты охотился?!
— Иду, значит, я на охоте, вижу столб телеграфный, на столбе орёл сидит. Ну, я дуплетом…
— И че?! За орла 15 лет? Ты его хоть убил?
— Ага… выстрелил, когти в одну сторону, плоскогубцы в другую.

соединение проводов в автомобиле: uncle_sem — LiveJournal

Близится новый год. Клиенты сидят по норам, работы нету. Давайте похоливарим чутка, чтоли?

Как известно, существует примерно 4 способа соединения проводов: скрутка, пайка, сварка, обжимка. Винтовые соединения рассматривать не будем, пожалуй, как и всякие ваго, которые имеют значительные габариты и не очень применимы в автомобиле. Спор о том что можно, что нельзя, что лучше и что хуже применять в автомобиле — не затихает. Попробую расставить точки.

Начнем со сварки. Она в автомобиле применяется (в заводских условиях) для соединения нескольких массовых либо плюсовых проводов. Соединение надежное при условии хорошей изоляции места соединения, но при ремонте ИМХО не применяется, потому что оборудование для сварки дорого, в труднодоступных местах им не поработаешь (а они в машине почти везде), так что на этом мы со сваркой и закончим 😉

Далее идёт скрутка. Сделанная прямыми руками скрутка — соединение довольно надежное, но есть нюансики. Во-первых как ни крути — но от вибрации это соединение со временем ослабнет. Во-вторых оно изначально плохо применимо для высоких токов. Ну и в-третьих — провода нужно тщательнейшим образом зачищать для обеспечения хорошего контакта. Таким образом я считаю применение скруток в автомобиле «условно допустимым», с учетом вышесказанного. Напоследок опишу «свой» способ скрутки, дающий на мой взгляд оптимальные результаты и по прочности и по надежности соединения. Итак, расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.

О том что место соединения нужно защищать я далее упоминать не буду, потому что это понятно и логично для любого соединения. Впрочем, раз уж вспомнил — опять же есть по сути два распространенных и общепринятых способа изоляции/защиты соединения — термоусадка и изолента. Термоусадка в свою очередь бывает с клеем и без (ну и разная по качеству). Естественно, что идеальный вариант — это термоусадка с клеем. Она и ограничивает доступ влаги к соединению и дополнительно фиксирует его.

Далее следует пайка. И это самый сложный вопрос. Потому что именно на нем сломано немеряно копий. То есть на вопрос «можно ли паять провода в автомобиле?» существует ровно два правильных ответа — «да» и «нет». 😉 То есть на самом деле паять МОЖНО (и примером тому — мерседес по w124 включительно, где большинство разъемов именно паяные), но при этом существует столько нюансов, что проще заявить что «НЕЛЬЗЯ», чем читать лекцию.

Я же прочитаю лекцию. Итак, пайка. начнем с того, что даже в идеальных условиях и на столе — при пайке требуется и хороший паяльник и главное прямые руки. То есть паять нужно УМЕТЬ. Смешно? мне — нет. Потому что большинство незаводских паяных соединений в машине называются «срали-мазали». Второй нюанс — применение флюсов. При пайке применяется флюс. Всегда. Флюсы бывают активные и нейтральные. Флюсы нужно смывать. Почти все и почти всегда. То есть тут опять же — проще написать что все и всегда, чем углубляться в еще одни дебри. Особенно важно помнить о необходимости промывки в случае активных флюсов, которые применяются для пайки «несвежих» проводов — а это в 99% наш случай, ведь на новых машинах провода паять нужно только разве что при установке сигнализации. А на старых машинах — провода уже окислены в большей или меньшей степени. Соответственно, для качественной пайки нужно зачистить каждую жилку от окислов и/или применять активный флюс. Который неминуемо засосёт под изоляцию, как ни вымывай. Кроме этого под изоляцию засосёт и припой и многожильный провод станет «одножильным» и потеряет гибкость. И успешно и неминуемо отвалится в этом месте через какое-то время от вибраций (что регулярно наблюдалось на мерседесах, несмотря на специальную конструкцию разъемов). Либо отгниёт из-за несмытого активного флюса.

Не могу не упомянуть соединительные муфты с припоем в термоусадке. Тут те же проблемы — провода должны хорошо паяться, потому что флюса там — минимальное количество и он нейтральный. Ну и требуются навыки пайки, чтобы оценить качество соединения. Потому что то что я видел на mysku как пример соединения — иначе как браком назвать нельзя.

То есть подытоживая — паяное соединение боится вибрации и требует тщательной зачистки перед пайкой и промывки после пайки. Исключения — пайка НОВЫХ проводов гарантированно нейтральным флюсом и фиксация места соединения в жгуте.

Отдельным пунктом тут стоит лямбда-зонд и его провода. Тут всё вообще прикольно, потому что есть несколько нюансов. Во-первых провода лямбда-зонда — не медные, или не совсем медные (слегка магнитятся), короче говоря паяются они не то что с активным флюсом, а вообще только с кислотой. В-вторых — Бош официально заявляет что по проводам внутрь датчика поступает воздух. Может это и не так, но эксперименты показали что воздух МОЖЕТ проходить по проводам. Действительно ли это свойство нужно для работы лямбда-зонда — я на 100% не уверен, но и не доверять бошу тоже как-то глупо. Плюс к этому совершенно точно известно что по проводам может проходить жидкость. Так вот у меня были случаи когда в лямбду по проводам попадала вода и он там внутри начинал коротить, выдавая на сигнальный провод 12В с подогрева. А на батарее просох — и заработал. Второй случай — я смазал контактолом разъем, после чего датчик таки заработал, но хватило его минут на 5 — дальше контактол дошел до датчика и он успешно издох. Как вы думаете, попадет ли кислота под изоляцию, и дойдёт ли она до датчика? А будет ли провод по-прежнему пропускать воздух? Я вот чот не сильно горю желанием проверять. И на этой ноте мы переходим к единственно правильному методу соединения проводов в автомобиле — обжимке.

Итак, обжимка. Повторюсь, я считаю этот метод оптимальным по совокупности достоинств. Это быстро, просто, технологично, надежно. Соединяемые провода не требуют особо тщательной зачистки, потому что окислы при обжимке частично разрушаются, и контакт всё равно обеспечивается. Несомненно, лучше зачищать как можно тщательнее, а еще лучше поменять кусок провода на всем протяжении где он почернел, а луше весь провод, а еще лучше машину на новую… Но, повторюсь — вполне нормально работает и так. Работа не требует каких-то особых навыков — только инструмент и здравый смысл. При чем тут здравый смысл? Ну потому что нужно выбирать соединители под сечение провода. Работать достаточно безопасно — нет вероятности ткнуть куда-то не туда паяльником, а это может быть и глаз и приборка.

Недавно вот встретил мнение что обжимка, дескать, круто, но дорого. Хм. да нет, ребята, прошли те времена когда это было дорого. Сейчас в Китае даже гидравлические кримперы стоят от 50 баксов. Как пример вот один от 4 до 70 квадратов и вот второй — от 8 до 300 квадратов. Оба — в пределах 50 баксов (для белорусов как всегда + доставочка еще, итого уже порядка сотки плюс влёт на растаможку). Да, собственно, и «отечественный» КВТ ПГРс-70 не думаю что будет прям существенно дороже — порядка 70-75 баксов судя по яндексу.

Для меньших сечений применяются обычные ручные кримперы, которые даже в оффлайне стоят 30-40 баксов, а в Китае — около 20. Как пример могу привести КВТ СТВ-05 — это кримпер как раз для обжимки неизолированных муфт и клемм до 10 квадратов.

Теперь поговорим о видах расходников для соединения проводов обжимкой. Ну во-первых не могу не упомянуть самые правильные соединители для многожильных проводов.

Они обеспечивают самую правильную обжимку, так как фиксируют не только жилы, но и изоляцию. Обзор можете почитать тут. Это реальный мастхэв каждого автоэлектрика. Для них требуется обычный примпер для автомобильных неизолированных клемм. Я покупал его тут на месте, поэтому не могу дать на него ссылку, но чисто для примера у тех же КВТ это модели СТВ-04 и СТВ-14. По качеству этих кримперов ничего сказать не могу, это чисто пример «что это такое».

Данные соединители — достаточно редкий вариант, в основном же используются неизолированные муфты типа ГМЛ (их несколько разновидностей) и изолированные ГСИ и ГСИ-т — с простым пластиком и с термоусадкой. Здесь и далее ссылки на сайт КВТ приведены чисто для простоты и удобства. Никоим образом не пытаюсь их рекламировать. Производят всё это десятки фирм, купить можно не только на месте, но и в Китае. Ниже картинки ГМЛ, ГСИ, ГСИ-Т

Кстати, обратите внимание, что для ГСИ и ГСИ-Т применяются разные кримперы — СТВ-01 и СТВ-10 соответственно.

Я предпочитаю использовать неизолированные соединители. При этом для их обжимки (особенно для малых сечений) условно можно использовать и кримпер для автомобильных неизолированных клемм, что здорово упрощает жизнь. Я не могу конечно рекомендовать такое неправильное использование инструмента, но не вижу причин почему бы и нет 😉

Изолированные без термоусадки как ни странно обеспечивают очень неплохое качество соединения (при использовании специального кримпера! а не плоскогубцев), но имеют очень уж большие габариты и не обеспечивают никакой защиты от попадания влаги.

Качество соединения муфт в термоусадке по идее не должно отличаться, плюс если термоусадка с клеем — то и герметизация будет отличная. Впрочем, даже если без клея — то всё равно лучше чем у ГСИ. Чтобы исключить варианты — можно применять неизолированные соединители и качественную термоусадку с клеем. Где её покупать — тут уж каждый решает сам.

Надеюсь, что мне удалось максимально прояснить ситуацию с вариантами и нюансами соединения проводов в машине. Если будут появляться новые умные мысли — буду дополнять. Можете пройтись по моим обзорам на mysku — там есть обзоры разного инструмента и прочих полезных штук, не все из них я переношу в ЖЖ — что-то забываю, что-то специально… 😉

Клеммник или скрутка. Что лучше для соединения

скрутка или клемма

Как лучше соединить провода?

Спор о том, какое соединение проводов лучше, не угасает даже среди опытных мастеров электриков? Для разрешения этого вопроса нужен объективный подход. Если говорить о скрутке, то она имеет историю с основания электрофикации, этот почетный “старичок” заслуживает огромного нашего уважения! Но случилось то, что должно было случится, развитие современных технологий берут верх и на этом поприще, имеется ввиду изобретение клемных соединений Wago, которые наступили на “пятки” скрутке и скрутколюбам это очень не нравится. Ваголюбов тоже можно упрекнуть за крайнею позицию, так как такое соединение проводов (клемм ваго) имеет свои недостатки.

что лучше выбрать клеммник или скрутку

Уравновешенный подход к соединению проводников, возможно, убедит, что эти два соединения имеют право на существование. Стоит отметить, что ПУЭ не приветствует скрутки, то есть такую схему — скрутили провода и заизолировали, но в то же время, не возражает против пайки, и сварки скруток.

ПУЭ: п2.1.21. Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями.

Объекты, подлежащие пожарной инспекции, строго контролируется на наличии соединения проводов и всякие скрутки быстро пресекаются. Иначе говоря, большинство пожаров возникают по причине не качественных соединений, другими словами – скручивают все, что попадется под руку, а именно: скрутки, состоящие из меди и алюминия, мягкий провод с жестким и т. п. В итоге, скрутки плохо обжатые, из-за которых возникают большие беды.

скрутка

Клеммы Wago исключают подобные провокации, но, в тоже самое время не являются панацеей абсолютной гарантией безупречной защиты. Клеммы Wago рассчитаны выдерживать нагрузку от 3,5 до 5 кВт, в зависимости от серии, поэтому, их нельзя ставить везде и всюду. Если клемма плавится, значит, в целом, на проводку идет перегрузка и проблема кроется не совсем грамотно подобранном автоматическом выключателе, который должен защищать от подобных негативных проявлений. Проблема с оплавлением клемм в основном происходит в старых домах, где нет должного контроля над проводкой и соединением проводников.

соединение проводов с помощью клемм wago

В современных новостройках в основном используются клеммы Wago и жалоб от жителей не поступает. Дело в том, что для таких потребителей как: бойлер, стиральная машина, посудомоечная машина прокладываются отдельные силовые линии без каких либо соединений, а для освещения и розеточных групп используются клеммы, которые не подвергаются большим перегрузкам сети.

В других новостройка используется скрутка без пайки и сварки, но с применением клемм СИЗ, которые зарекомендовали себя как достаточно надежные клеммы. Единственный недостаток клемм СИЗ большие трудозатраты в отличии клемм Wago, которые легко и быстро соединяют провода, а это дает огромное преимущество на больших объектах, где скорость и время диктуют свои правила.

клеммы СИЗ

Обязательно прочитайте подробные статьи про соединение проводов:

Типы соединений проводов

Первый тип — самозажимные клемники. Рассмотрим этот тип соединения более подробно. Довольно часто при монтаже электропроводки приходится выполнять соединение алюминиевых и медных проводов с различным сечением, жесткостью и количеством жил. Но техника безопасности строго запрещает делать скрутки из материалов алюминия и меди.
Еще совсем недавно самыми надежными считались соединения при помощи винтов, пока не появились более удобные пружинные клеммы Wago.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили два типа пружинных соединений этой марки:

  • универсальные, снабженные натяжной пружиной;
универсальный зажим
  • специализированные плоско-пружинные клеммы.
плоско-пружинный зажим

Первый тип разработан для многожильных (мягких) проводов, а второй тип предназначен только для одножильных (жестких) проводов.

Достоинства соеденительных клемм Wago

достоинство пружинных клеммных соединений

Пружинные клеммы Wago обладают множеством преимуществ, среди которых:

  1. Качество контакта этой клеммы не зависит от квалификации мастера, который выполнял проводку.
  2. Возможность довольно быстрого подключения без использования специализированного инструмента.
  3. Прекрасная защита от случайного прикосновения к токонесущим поверхностям.
  4. Высочайшая надежность контактов.
  5. Возможность внесения изменений в проводку, не нарушая соединения.
  6. Наличие отдельного гнезда для каждого провода.
  7. Высокая виброустойчивость и ударопрочность.
  8. Автоматическое регулирование усилия зажима на провод.
  9. Отсутствие необходимости в уходе и специальном обслуживании.
  10. Электрические проводники в этих клеммах обладают прекрасной устойчивостью к повреждениям.
  11. Клеммы обладают сертификатом «Ростеста» и разрешением от Госэнергонадзора.
  12. Прекрасное соотношение качества и цены.
зажим провода

В процессе монтажа провод с изоляцией вставляется в плоско-пружинный привод до упора в соответствующее отверстие, и в этот момент появляется оптимальное давление на контакт, которое не зависит от площади сечения проводника. Плоско-пружинный механизм прекрасно прижимает жилу провода к шине, что полностью исключает ее самопроизвольное отключение. Для осуществления необходимых измерений в корпусе клеммы есть специальное отверстие, которое обеспечит доступ и визуальный контакт к электрической шине. При правильном соединении клеммы, полностью исключается возможность прикосновения к элементам, находящимся под напряжением, а также возникновения короткого замыкания.

надежный зажим провода

При возникновении необходимости можно разобрать электрическое соединение, достаточно просто легким движения вытащить провод, слегка его повернув. Для того чтобы извлечь гибкий проводник, необходимо слегка сжать клемму, затем потянуть за провод. Клеммы WAGO позволяют довольно быстро выполнить перекоммутацию электроцепи без дополнительной зачистки изоляции.

Некоторые разновидности клемм Wago

Сегодня на отечественном рынке наиболее распространены следующие типы клемм Wago:

  • 1. Серия 773 специально разработана для использования в распределительных коробках. При помощи этих клемм можно соединять от двух до восьми проводов с сечением от 0,75 до 2,5 кв. мм. Они рассчитаны на работу при напряжении 400 В. В этих клеммах применяется плоско-пружинный зажим для соединения жестких одножильных электрических проводов. Чаще всего в них используются провода, обладающие сечением 2,5 и 1,5 кв. мм.
wago серия 773
  • 2. Серия 273 тоже предназначена для применения в распределительных коробках. Эти клеммы предназначены для соединения трех проводов с сечением от 1,5 до 4 кв. мм. Они рассчитаны для работы под напряжением 400 В. Клеммы дополняют серию 773, и обычно используются для соединения проводов, обладающих сечением больше 2,5 кв. мм.
wago серии 273
  • 3. Серия 224 предназначена для различных осветительных приборов. Эти клеммы используются для соединения двух или трех проводов, обладающих сечением от 0,5 до 2,5 кв. мм. Они рассчитаны на работу при напряжении 400 В. В таких клеммах используются сразу два типа зажима. Универсальные зажимы устанавливаются со стороны светильника для соединения многожильных и тонкожильных проводов, а с монтажной стороны располагаются плоско-пружинные для одножильных жестких проводов. Клеммы из этой серии специально предназначены для освещения, но могут применяться при монтаже различных приборов, обладающих гибкими проводами.
wago серии 224

Материалы, которые применяется при изготовлении клемм Wago

При изготовлении клемм Wago в качестве материала, изолирующего токоведущие части, обычно используется полиамид. Он является плохо воспламеняемым, коррозионнонейтральным материалом, который обладает самопогашающими свойствами. Верхний предел непродолжительной температуры полиамида составляет более 170 градусов Цельсия, а нижний предел составляет менее – 35 градусов Цельсия.
Токонесущие элементы изготавливаются из специальной электролитной меди и обладают оловянно-свинцовым покрытием, что является гарантией долгосрочной коррозионной защиты.
При воздействии высокого удельного давления на точку контакта в зажиме, поверхность проводника укладывается в специальный свинцово-оловянный слой в контактной зоне. Это гарантирует высокую надежность защиты места контакта от различных коррозийных воздействий.

материал клемм wago

Зажимы в пружинных клеммах изготавливаются из высококачественных хромоникелевых сталей, которые обладают отличным пределом прочности во время растяжения. За все время эксплуатации подобных материалов не было выявлено ни одного случая контактной коррозии между контактными материалами и хром-никелевой сталью пружины, что позволяет использовать клеммы компании Wago даже для соединения медных проводов.

хромоникелевая сталь пластин вагонадежный зажим пружиной проводник

Строительные клеммы Wago дают возможность после соединения одножильных и многожильных проводов, при возникновении необходимости, достаточно легко изменить конфигурацию, не используя при этом специального инструмента.
На сегодняшний день клеммы Wago используются при строительстве практически по всему миру. Причина их высокой популярности кроется в высокой надежности и простате монтажа.

 Винтовые клеммные соединения

винтовые клемники

Соединительные изолирующие зажимы (СИЗ)

Скрутка проводников

Из-за переноса электрической плиты на кухне, не всегда возможно проложить новый силовой кабель, поэтому приходится наращивать старый. Некоторые плиты могут потреблять до 7 кВт электроэнергии и вот тут-то обычной скруткой не обойтись, а спаять или сварить проводники трудоемко. В таком случае для соединения проводников лучше использовать клеммную колодку рассчитанную на номинальный ток 60А.

Клеммная колодка

клеммная колодка

Силовой провод для электроплиты

клемная колодка для электроплиты

Пайка и сварка проводников

скрутка, пайка, сварка проводников

Оцените качество статьи:

Как правильно соединять провода?

Очень многие люди часто сталкиваются и не только при проведении электромонтажных работ, но и в повседневной жизни с необходимостью соединения электрических проводов. Большинство проблем с электричеством возникает тогда, когда в электроточках, таких как выключатели, розетки, светильники или же в соединительных коробках имеется плохой контакт или же он вообще отсутствует. В настоящее время достаточно много самых различных соединений проводов – это сварка, пайка, скрутка, болтовые и винтовые соединения, опрессовка, самозажимные соединения.

Сварка

Сварка представляет собой соединение жил кабелей и проводов с помощью контактного разогрева концов данных материалов электродом. Процедура проводится до тех пор, пока не образуется контактная точка или шарик. Это самый надежный и качественный способ соединения проводов. Однако здесь нужны некоторые навыки в обращении со сварочным аппаратом. Вначале работы следует снять изоляцию с проводов и при помощи наждачной бумаги зачистить жилу провода до блеска. Следующий этап – производится скрутка, которую опускают и крепко прижимают к электроду, предварительно насыпав флюс в углубление электрода. Сварочный трансформатор включается в сеть, и сплавить концы жил в шарик. Затем нужно отвести электрод и с помощью металлической щетки очистить шарик от флюса. Соединение покрывается лаком и изолируется.

Пайка

Пайка производится посредством соединения жил кабелей и проводов расплавленным припоем. Этот способ соединения долговечный. Прежде чем проводить соединение, с провода снимется изоляция, жила провода зачищается до блеска наждачной бумагой, затем выбирается, какой вид соединения подойдет для электропроводки. К паяльнику подносится припой и нагревается скрутка, чтобы припой смог в нее затечь. Место пайки промывается спиртом и соединение изолируется.

Скрутка

Скрутка представляет собой самый распространенный способ соединения проводов. Это связано с тем, что он очень простой. Однако в настоящее время в соответствии с нормативным документом ПУЭ, скрутка запрещена.

Болтовые соединения

Болтовое соединение может быть использовано для различных металлов, между которыми устанавливается стальная шайба. Данный способ соединения достаточно громоздкий и для него нужно большое количество изолирующего материала.

Винтовые соединения

Винтовые соединения могут быть использованы для различных металлов. Этот способ часто используют для подключения проводов к светильникам. Однако в этом соединении есть недостаток – винты то и дело нужно поджимать.

Опрессовка

Опрессовка представляет собой соединение жил кабелей и проводов при помощи обжатия соединительной гильзы специальным инструментом – пресс-клещами. Данный способ один из самых качественных и надежных. Он отвечает требованиям нормативных документов. Вначале работы следует снять с провода изоляцию по длине гильзы и поместить внутрь гильзы провода. Затем место соединения обжимается специальными пресс-клещами. В завершении работы соединение изолируется.

Самозажимные соединения

В настоящее время самозажимные соединения являются самыми распространенными видами соединений жил кабелей и проводов. Важнейшими преимуществами данного способа являются удобство, простота и быстрота монтажа. Также для такого соединения не требуется наличия каких-либо специальных навыков, знаний и устройств или приспособлений. Например, можно использовать самозажимные клеммы WAGO. С их помощью без труда можно соединять как гибкие провода и шнуры, такие как: ПВС, ШВВП, ПВ-3 так и жесткие такие как: ВВГ, NYM, ПВ-1 и др.

Двух- и трехпроводное соединение — Control Real English