Керамические глазури — цвет, во всем его великолепии
Совсем другая история с керамическими глазурями, где работа подвергается высокотемпературному обжигу, поэтому некоторые цвета выгорают совсем без остатка, некоторые проявляются иначе, чем рассчитывал художник, и абсолютно все краски взаимодействуют друг с другом, вплавляясь и растекаясь не совсем предсказуемым образом.
Каждая керамическая мастерская — это всегда химическая лаборатория, а каждый обжиг — это взаимодействие целого спектра химических элементов с катализатором в виде температуры. Именно поэтому подбор глазурей является архиважной задачей, а записи «рецептов» особо удачных сочетаний — уникальной информацией.
Итак, керамические глазури. Что же это такое? Изначально любые краски — это пигменты на основе металлов, оксидов или сложных органических элементов. Ими мы пишем акварели, они же принимают участие в живописи маслом, гуашью или темперой. Отличие только в связующем наполнителе — например, в гуаши это клей и мед, а в темпере — яйцо, также может использоваться казеин, масла или синтетические связующие. Для керамики органические краски не подходят, поскольку при обжиге вся органика сгорает полностью. Поэтому керамисты используют в основном оксиды и соли металлов в качестве пигментов и разнообразные силикаты в качестве основы глазури.
Имеется несколько основных способов декорирования керамики: подглазурное и надглазурное покрытие, живопись по сырой эмали, ангобная роспись по необожженому черепку.
Подглазурная живопись — это нанесение пигмента на бисквитный или утильный черепок с последующим глазурованием бесцветной глазурью и обжигом.
Надглазурная — это роспись по глазурованной керамике, когда художник пишет по гладкой глазурованной основе. После росписи потребуется третий обжиг для закрепления рисунка.
Способ живописи пигментами или солями по сырой эмали заключается в следующем: обожженый черепок покрывается светлой укрывистой эмалью, высушивается и поверх эмали наносится изображение. Пигмент при таком способе вплавляется в фоновую эмаль и растекается вместе с ней, образуя крепкое глянцевое покрытие. Имея навык, можно делать очень красивые «заплывы», имитируя в керамике акварельную живопись, а также писать очень точные и тонкие вещи, если владеешь навыками миниатюрной живописи. Техника сложна еще и тем, что исправить ошибки в живописи довольно сложно, поскольку размыть рисунок по эмали, не повредив ее, практически невозможно. Поэтому у мастера должна быть очень твердая рука, чтобы не делать ошибок. Художников, хорошо работающих в этой технике, не слишком много, практически их число в нашей стране не превышает нескольких десятков.
Роспись ангобами по необожженому черепку любима многими художниками-керамистами, работающими в этно-стиле, поскольку она является очень эффектным приемом декорирования. Этим способом декорирования пользуются на многих традиционных гончарных промыслах. В частности в Опошнянском на Украине (мы писали о нем в нашей статье о Петре Ваулине), в Оятском на старой Ладоге в Ленинградской области, в Старооскольском в Белгородской области и в других.
В двух словах, способ заключается в следующем: ангобы (глины, разведенные до состояния шликера) смешивают с цветными пигментами и получившейся пастозной «краской», имеющей консистенцию гуаши расписывают при помощи груши с наконечником от шариковой ручки. В старину вместо груши использовали рог и гусиное перо, поэтому такой способ росписи получил название «рожковый». Кроме рога и груши, можно использовать кисть, мастихин или любые другие обычные художественные инструменты.
Шликер — жидко разведенная сметанообразная глиняная масса.
Этот способ также интересен еще и тем, что поверх росписи можно делать разнообразные цировки и процарапывать рисунок, а можно полностью нарисовать изображение с помощью иглы или ножа. В итоге, получится объемный рисунок, с четкими графичными краями и рельефом. Эта техника называется
Глазури имеют огромный спектр эффектов. Поэтому при декорировании керамики, кроме нанесения изображения на изделия, можно использовать эти эффекты, что, собственно, и является основным «интересом» профессиональных керамистов — людей увлекающихся и энтузиастов своего дела.
Здесь следует заметить, что глазурь является стекловидным материалом и имеет тот же состав, что и стекло: полевой шпат, бура (декагидраттетраборат натрия), кварц, оксиды свинца или олова. Разница между глазурью и стеклом только в температуре обжига и добавках, приближающих ее коэффициент термического расширения к черепку.
Кроме того, в глазури могут быть добавки, создающие дополнительные оптические эффекты, которые дают микроскопические преломления света, близкие к длине волн зрительного диапазона человека. Именно эти преломления, практически неощущаемые человеческим глазом, в основном и влияют на наше восприятие игры света в глазури.
Если систематизировать известные типы глазурей, то наверное, следует выделить четыре основных признака: цвет, эффектарность, прозрачность и блеск. Все эти признаки часто зависят от одних и тех же причин. На прозрачность и блеск влияет в первую очередь способ обжига, химический состав глазури и ее плотность.
Скажем, наличие в составе глазури полевого шпата в сочетании с переменой температурного режима обжига, приводит к его кристаллизации — полевой шпат как бы «прорастает» своими кристаллами в глазури, а оксид меди окрашивает их в зеленоватый цвет. Таким образом получается всемирно известная «селадоновая» глазурь, непрозрачная и имеющая нежно-зеленый оттенок. Для того, чтобы остановить процесс кристаллизации и получить максимальный глянец покрытия следует производить высокотемпературный обжиг плотного слоя глазури.
Но чаще всего увлеченных керамистов интересует эффект матирования поверхности. Тут в действие вступают разнообразные добавки. Чтобы получить эффект матовой поверхности обычно применяют волластонит — минерал из класса силикатов. Этот минерал практически не содержит примесей в виде оксидов, поэтому является почти идеальным материалом для приготовления глазури. Кроме того, он от природы имеет белый цвет и поэтому может использоваться при изготовлении белой керамики.
Различные оттенки цвета достигаются путем использования пигментов — оксидов, металлов и солей. Причем, известный всем кобальт в чистом виде имеет темно-фиолетовый, почти черный цвет, а в сочетании с алюминием становится ярко-синим, знакомым нам по росписям Гжели и Делфта. Добавление к нему хрома превращает синий в бирюзово-зеленый, а марганца — в оливковый.
Однако, следует помнить, что изменение химического состава пигмента изменяет также и температуры его «жизни». Поэтому, если желтая глазурь на основе циркония и титана может обжигаться на 1300 градусах, то на основе сурьмы и свинца — уже не выше 900 градусов. Красные глазури на основе кадмия и селена вообще не жаростойкие и их применение ограничено 850 градусами обжига.
Поэтому, применяя различные пигменты в росписи, всегда следует учитывать максимальные температуры, которые они выдерживают и сочетать между собой глазури только одного типа. Ибо очень обидно написать прекрасную живописную работу, состоящую из множества тонких полутонов и оттенков, а после обжига получить расплывшийся невнятный рисунок, в котором отсутствует половина цветов.
Эффектарность в глазурях достигается изменением режима обжига. Мы уже писали в наших статьях «Испанская керамика — драгоценность мавританской Андалусии» и «Керамическая мастерская Абрамцево» о восстановительном обжиге, придуманном еще маврами в далеком VII веке и заново возрожденном Михаилом Врубелем и Петром Ваулиным в начале XX века.
Суть метода заключается не только в температурном режиме печи, но и в изменении атмосферной среды в ней. Добавление в атмосферу печи других газов приводит к различным химическим реакциям, в результате которых кислород извлекается из оксида — составной части пигмента — и сгорает полностью. В итоге, вместо оксида остается исходный металл. Например, оксид меди превращается в медь, которая, как известно, имеет красный цвет, а не зеленый, как ее оксид. Кроме изменения цвета, глазурь приобретает металлизированный блеск, а некоторые металлы распадаются на отдельные сегменты, образуя вкрапления в однородном глазурном слое — «люстры». Эта технология получила название редукции, а такая керамика называется
Кроме традиционной редукции на основе восстановительного обжига, современными керамистами часто применяются искусственные компоненты с люстрами. Это не совсем оригинальная технология, а фактически ее современная имитация. Но это лишь один из эффектов, пусть и самый выразительный.
Регулирование режимов печи и соединение различных глазурей позволяют добиваться совершенно феерических эффектов. Можно получить эффект велюра или добиться прозрачной глубины; игра цвета в гранях и разные оттенки глазурей, сочетаемые между собой, позволяют имитировать драгоценные камни. Эффект кракле (на профессиональном языке — «цек») это своего рода брак, вызываемый различным коэффициентом теплового расширения глазурей и керамических масс.
Однако, этот «брак» великолепно смотрится на полупрозрачных глазурях, придавая керамике вид старинного дорогого изделия, будто перешедшего по наследству от богатой прабабушки. Этот эффект лучше всего моделировать третьим обжигом, чтобы он не стал действительно браком, через который черепок может впитывать влагу.
Технология глазурования керамики довольно сложна, а результат зависит от множества нюансов. В нашей статье мы описали лишь основные принципы цветообразования. Однако, поскольку глазурование керамики основано на химии высоких температур, то и на конечный результат может повлиять любое изменение условий: изменение состава черепка, условия его изготовления, просушка глазури, толщина ее слоя, состав глазури, разбег температуры в камере, режим обжига, режим охлаждения, метод глазурования и т.д. и т.п.. Поэтому только многократные опыты в конкретной печи, с тщательным фиксированием всех сопутствующих условий, смогут дать стабильный декоративный результат.
Методы глазурования керамики
Глазурование – самый популярный прием, используемый для декорирования керамических изделий. Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм. Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.
Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.
Глазурь наносится на поверхности керамики кистью, окунанием, поливм и распылением.
Особенности глазурования
Глазурью покрывают поверхность керамического изделия полностью либо отдельные его части. Стандартный восстановительный процесс занимает около 6 часов. Керамические изделия из печи для обжига всегда вынимаются после полного остывания – в противном случае металлизация будет приостановлена.
Для изготовления глазурованных поливных смесей используются те же виды сырья, что для керамических масс – кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой. Для повышения показателей эластичности, вязкости, снижения рисков появления мелких трещинок в глазурь добавляется глинозем. Чтобы повысить термостойкость, придать поливной смеси блеск, в нее водятся борная кислота и бура. Прозрачность глазурей уменьшается за счет использования диоксидов циркония и титана.
Типы составов
С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.
Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.
Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.
Способы нанесения
Перед нанесением глазури изделия нужно тщательно обжечь на утиль и очистить от пыли. Максимальная толщина глазури составляет 2-3 мм. Те составы, которые используются для декорирования, должны подходить по температуре и ТКР к основной керамической массе . Оптимальная плотность состава для набрызга, пульверизации и определяется исходя из вязкости.
Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:
- Пульверизация – обожженное изделие устанавливается в камеру, оснащенной вытяжкой на турнетку. В пульфон набирается глазурный шликер, затем с помощью сжатого воздуха, который поступает от компрессора, вращается турнетка, и наносится ровный слой глазури. Действия следует выполнять сверху вниз по кругу. Операция повторяется от 3 до 5 раз, пока покрытие не станет идеально ровным. Каждый слой глазури подсушивается. Можно применять ручные и губные пульфоны.
- Набрызг – на изделие, которое было предварительно обожжено в печи, кистью или щеточкой с иголкой наносится 3-5 слоев покрытия требуемого оттенка. Щеточка с глазурью вращается пальцами вокруг оси, щетинки ударяются об иглу, и глазурь распределяется по поверхности изделия. Первый слой делайте белым эмалевым, последующие обрабатывайте набрызгом.
- Покрытие внутренних поверхностей производится в тех случаях, когда соответствующие работы необходимы для использования в быту либо для достижения декоративного эффекта. Изделие заполняется глазурью примерно на треть, затем наклоняется в сторону и быстро вращается в руках над специальной емкостью (в нее будут стекать излишки рабочей смеси). Нужно стараться как можно более равномерно захватить глазурью всю внутреннюю поверхность изделия, поскольку исправления в будущем вносить будет проблематично. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность, просто аккуратно зачистите ее.
- Окунание – обожженное изделие частично или полностью окунают в глазурь и держат до 15 секунд, после чего вынимают. В глазурный шликер погружение выполняется с помощью железных щипцов.
- Полив – утильные изделия удерживают щипцами и ставят на подставки требуемого диаметра, высоты, которые устанавливаются в чистые пустые емкости. Сверху керамика поливается глазуровочным составом из ковша.
- Тампонирование – первый слой наносится белой эмалью путем окунания, последующие — губками разных текстур и конфигураций. Губки окунают в густой шликер, после чего используют для обработки изделий. Сверху поверхность керамики слегка припыляется бесцветным глазурным составом с помощью пульфона. Это позволяет получать максимально ровные поверхности.
- С помощью кисти – используются глазурный шликер, кисти с натуральным ворсом, в редких случаях нейлоновые. Флейцы и щетина применяются для создания эффектарных покрытий – полос, набрызгов, разводов. Сначала на кисть набирается шликер, затем он наносится на изделие в 1-5 слоев. Перед каждым последующим нанесением глазури предыдущий слой должен быть тщательно просушен. Слои наносятся по отношению друг к другу перпендикулярно, иначе покрытия получатся неровными.
Дефекты обжига
После обжига на глазурованных керамических поверхностях могут появляться дефекты. Например, глазурь после обжига становится полупрозрачной, или на поверхности образуется большое количества впадин или выпуклостей. Происходит это из-за низких температур обжига, если, конечно, подобные декоративные дефекты художники не создают специально.
Другой частый дефект – пузыри, которые образуются по причине того, что образовавшиеся в материале газы не успели выделиться, пока глазурь не расплавилась.
Толстый помол сырья для глазури приводит к появлению волнистости без блеска, тонкий становится причиной образования неровностей, похожих на морщинки.
Используйте только чистые глазури без примесей, следите за тем, чтобы на поверхность изделия посторонние вещества во время обжига не попадали.
Глазурование керамики | Журнал Ярмарки Мастеров
Глазурование – самый популярный прием, используемый для декорирования керамических изделий. Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм.
Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.
Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.
Глазурь наносится на поверхности керамики кистью, окунанием, поливом и распылением.
Особенности глазурования
Глазурью покрывают поверхность керамического изделия полностью либо отдельные его части. Стандартный восстановительный процесс занимает около 6 часов. Керамические изделия из печи для обжига всегда вынимаются после полного остывания – в противном случае металлизация будет приостановлена.
Для изготовления глазурованных поливных смесей используются те же виды сырья, что для керамических масс – кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой. Для повышения показателей эластичности, вязкости, снижения рисков появления мелких трещинок в глазурь добавляется глинозем. Чтобы повысить термостойкость, придать поливной смеси блеск, в нее водятся борная кислота и бура. Прозрачность глазурей уменьшается за счет использования диоксидов циркония и титана.
Типы составов
С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.
Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.
Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.
Способы нанесения
Перед нанесением глазури изделия нужно тщательно обжечь на утиль и очистить от пыли. Максимальная толщина глазури составляет 2-3 мм. Те составы, которые используются для декорирования, должны подходить по температуре и ТКР к основной керамической массе.
Оптимальная плотность состава для набрызга, пульверизации и определяется исходя из вязкости.
Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:
Пульверизация – обожженное изделие устанавливается в камеру, оснащенной вытяжкой на турнетку. В пульфон набирается глазурный шликер, затем с помощью сжатого воздуха, который поступает от компрессора, вращается турнетка, и наносится ровный слой глазури. Действия следует выполнять сверху вниз по кругу. Операция повторяется от 3 до 5 раз, пока покрытие не станет идеально ровным. Каждый слой глазури подсушивается. Можно применять ручные и губные пульфоны.
Набрызг – на изделие, которое было предварительно обожжено в печи, кистью или щеточкой с иголкой наносится 3-5 слоев покрытия требуемого оттенка. Щеточка с глазурью вращается пальцами вокруг оси, щетинки ударяются об иглу, и глазурь распределяется по поверхности изделия. Первый слой делайте белым эмалевым, последующие обрабатывайте набрызгом.
Покрытие внутренних поверхностей производится в тех случаях, когда соответствующие работы необходимы для использования в быту либо для достижения декоративного эффекта. Изделие заполняется глазурью примерно на треть, затем наклоняется в сторону и быстро вращается в руках над специальной емкостью (в нее будут стекать излишки рабочей смеси). Нужно стараться как можно более равномерно захватить глазурью всю внутреннюю поверхность изделия, поскольку исправления в будущем вносить будет проблематично. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность, просто аккуратно зачистите ее.
Окунание – обожженное изделие частично или полностью окунают в глазурь и держат до 15 секунд, после чего вынимают. В глазурный шликер погружение выполняется с помощью железных щипцов.
Полив – утильные изделия удерживают щипцами и ставят на подставки требуемого диаметра, высоты, которые устанавливаются в чистые пустые емкости. Сверху керамика поливается глазуровочным составом из ковша.
Тампонирование – первый слой наносится белой эмалью путем окунания, последующие — губками разных текстур и конфигураций. Губки окунают в густой шликер, после чего используют для обработки изделий. Сверху поверхность керамики слегка припыляется бесцветным глазурным составом с помощью пульфона. Это позволяет получать максимально ровные поверхности.
С помощью кисти – используются глазурный шликер, кисти с натуральным ворсом, в редких случаях нейлоновые. Флейцы и щетина применяются для создания эффектарных покрытий – полос, набрызгов, разводов. Сначала на кисть набирается шликер, затем он наносится на изделие в 1-5 слоев. Перед каждым последующим нанесением глазури предыдущий слой должен быть тщательно просушен. Слои наносятся по отношению друг к другу перпендикулярно, иначе покрытия получатся неровными.
Вредные компоненты керамических глазурей | Журнал Ярмарки Мастеров
Сейчас многие считают, что любая керамическая глазурь — вредна. Но это не совсем так.
Хочу разместить здесь материал о вредных компонентах из «Курса по изготовлению авторских керамических глазурей» Murtille.
Составляющие и компоненты глазурей.
Как мы уже частично узнали в первой главе, основными составляющими глазурей являются:
кварц — SiO2
глинозём — Al2O3
борная кислота — B2O3
кальк — CaO
оксиды натрия Na2O и калия К2О
оксид стронция SrO
оксид лития Li2O
оксид цинка ZnO
оксид магния MgO
Для глушения и получения белых и/или матовых глазурей используются:
оксид олова SnO2
оксид циркония ZrO2 или Zr2SiO4
оксид титана TiO2
Помимо этого используются красящие оксиды, для окраски глазурей в разные цвета.
оксид железа Fe2O3 (и FeO) — жёлтый, рыжий, коричневый, чёрный
оксид кобальта CoO — синий
оксид меди CuO – медно-зелёный
оксид хрома Cr2O3 – хромово-зелёный
оксид марганца MnO — коричневый, фиолетовый
оксид никеля NiO чёрный, коричневый, (зелёный)
Тут сразу многие из керамистов скажут – а где же свинец?
Ведь все же знают про свинцовые глазури!
Вот тут и пошёл разговор про вредные компоненты и их использование.
Экскурс: Вредные составляющие при составлении глазурей.
Вредными для человека считаются вообще почти все оксиды тяжёлых металлов(и другие соединения с ними):
В первом столбике составлены оксиды, которые вредны при их вдыхании и употреблении внутрь. Но после обжига они не вымываются/ не выщелачиваются из готовой глазури и есть из посуды с глазурями покрашенными этими оксидами (конечно если не брать во внимание перенасыщение глазури оксидами) безопасно. То есть тут дело касается непосредственно самого изготовления глазурей и вдыхания испарений при обжиге.
Кварц также внесён в эту колонку. Он сам по себе не ядовит, но в тонкомолотом состоянии кварцевая мука может попасть в лёгкие и нанести там серьёзный вред. Из-за всех этих причин, при работе с оксидами важно использовать респиратор, а при кожных повреждениях – перчатки. Во время обжига следует избегать длительного нахождения возле печи.
Иначе дело обстоит со второй колонкой: Свинец Pb, Кадмий Cd, Сурьма Sd, Мышьяк As, не только весьма вредны при вдыхании и употреблении внутрь, а также при вдыхании испарений во время обжига, но они ещё и выщелачиваются из уже обожженной глазури. При использовании посуды с такими глазурями для кислот (простокваша, кефир, уксус, фруктовые соки) в еду могут постоянно попадать достаточные для постепенного отравления дозы вредных соединений.
Кроме свинца в чистом виде также очень вредны так называемые свинцовые хроматы. Эти соединения используются для получения ярко-красных глазурей типа «Бычья кровь» и создают химически очень не устойчивые глазури, которые быстро поддаются выщелачиванию свинцовых хроматов.
Зачем эти вещества тогда вообще используются?
Все эти вещества также выполняют разные функции в глазурях. Но сейчас их всех уже можно заменить безвредными альтернативами без ущерба качества глазурей.
Про вред, пользу и альтернативные компоненты каждого из этих соединений вы узнаете кликнув на спойлер ниже:
Свинец Pb
Свинец поглощает почти всё внимание в тематике вредных глазурных компонентов. В странах с богатой гончарной историей, таких как Германия, Великобритания и другие, очень много усилий было потрачено, чтобы убрать свинцовые глазури из употребления в керамике, которая контактирует с едой. Но всё равно в разных странах свинец продолжает использоваться в декоративной, а иногда и в функциональной керамике, потому что это со средневековья известный, самый знаменитый флюс.
Преимущества и недостатки
Свинцовые глазури обладают таким ярким блеском, какого можно достичь не каждым другим флюсом (но можно). Недостаток же свинцовых глазурей в том, что они очень мягкие. При большом количестве свинца в глазури, она иногда деформируется и царапается даже обычным ножом. Кроме того, со временем свинцовые глазури становятся жёлтоватыми. В этом можно убедится, посмотрев на глиняные горшочки советского периода с ангобной росписью: они все покрыты свинцовой глазурью. На белом ангобе очень хорошо видно пожелтение прозрачной свинцовой глазури.
Законодательство
В России существует ограничение на выделение свинца из керамической посуды. Оно описано в ГОСТ 28391-89.
Так, при выдержке керамического изделия в 4%-уксусе в течение 24 часов при комнатной температуре выделение свинца не должно превышать:
для плоских изделий: 1.7 мг/дм2
для полых мелких и средних изделий: 5мг/дм3
для полых крупных изделий: 2.5мг/дм3
В Германии и Швейцарии существует похожее ограничение, которому следуют производства и частные гончарные мастерские, по которому при 24-часовом погружении в 4%-уксус не должно выделяться более 2 мг на 0.5 л обьёма. Это соответствует не более 4 мг/дм3, если предположить удваивание площади стенок сосуда до 1 дм3.
Научные исследования
Существует ряд научных исследований на тему выщелачивания свинца из керамических глазурей. Привожу здесь несколько результатов из них, для полного представления свинцовой проблематики.
Уже давно выявлена закономерность влияния кварца SiO2 на выщелачивание свинца из глазурей.
Рисунок 3 показывает её наглядно. Li2O
Из книги Glasuren und ihre Farben, Werner Lehhäuser, 1973
График показывает, с какой силой выщелачивается свинец из обожжённой глазури при повышении в ней количества свинца. Моль – химическая единица измерения количества вещества.
На графике видно, что при повышении количества SiO2 в глазури до 2.5 моль выщелачивание свинца снижается. При превышении границы в 2.5 моль выщелачивание свинца снова вырастает. Это объясняется тем, что при количестве SiO2 2.5моль получается самая крепкая структура стекла. Соответственно она меньше выпускает свинец чем менее стабильная структура. При превышении 2.5 моль стабильность глазури снова падает и выщелачивание свинца повышается.
Кроме кварца SiO2 известны и другие составляющие, которые влияют на выщелачивание свинца.
Положительно влияют на выщелачивание свинца из глазури оксид циркония ZrO2, оксид титана TiO2, оксид олова SnO2, до определённого предела их концентрации, которые должен быть установлен химическим анализом.
Кальк и оксид цинка ограничивают выщелачивание свинца до тех пор, пока не начинают проявлять свое матирующее и кристализирующее действие. Из матовых и кристаллических глазурей свинец выделяется намного сильнее.
Также на выщелачивание свинца положительно влияют глинозём Al2O3 и борная кислота B2O3 , пока глазурь ещё имеет стеклообразную, крепкую структуру. (B2O3 до 0.4 моль по формуле Зегера или соотношение 1Pb : 2.3 B2O3 ).
Выщелачивание свинца из глазури повышают оксид магния MgO и оксид калия K2O, очень сильно повышают Na2O и MnO/Mn2O.Хуже всего на это влияет оксид меди CuO – при его добавлении выщелачивание увеличивается до 10кратного уровня. CuO сильно влияет на выщелачивание не только при непосредственном добавлении в глазурь но и в присутствии испарений CuO от других изделий при их обжиге вместе с изделиями покрытыми свинцовыми глазурями.
Альтернативные составляющие для замены свинца
Полезные качества свинца ( сильный флюс, высокая сила растворения остальных компонентов, прозрачность и глянец) можно получить и использую другие компоненты.
Как флюс вместо свинца можно использовать B2O3 (боросиликатные глазури). Также хорошими флюсами являются оксид стронция SrO и Li2O. SrO особенно повышает глянец в глазури.
Высокая сила растворения остальных компонентов (в том числе красящих оксидов, что даёт яркие и насыщенные краски) присуща оксидам натрия и калия Na2O и K2O. Они и присутствуют практически во всех глазурях производственного или самостоятельного изготовления.
В статье «Замена содержащих опасные вещества керамических глазурей на менее вредные аналоги», авторы Тютчева Д.Ю. и Грищенко Д.Ю., Московский государственный горный университет, приведены несколько рецептов безсвинцовых глазурей, по характеристикам способных заменить аналогичные свинцовые глазури.Эти глазури мною не проверены, приводятся, как в статье.
Стронциево-литиевая глазурь 960°C
кварц 34%полевой шпат 14 %
карбонат стронция 12%
сподуменовый концентрат 12%
бура 6.1%
сода 5%
доломит 3.9%мел 3%
Стронциево-магниевая глазурь 980°-1000°C
кварц 33.6%полевой шпат 29.8%
бура 18.6%
карбонат стронция 12.3%
магнезит 3.4%сода 2.3%
Глазурь на основе природных сырьевых материалов
перлит 85%борат кальция 15%
Симптомы при свинцовом отравлении
Отравление свинцом может проявиться через год или несколько лет при регулярном использовании посуды со свинцовыми глазурями или при регулярной работе со свинцом.В начальной стадии отравления появляются проблемы с желудочно-кишечным трактом. В продвинутой стадии отравления возможны проблемы с ногтями (ломкость, отпадание), выпадение ресниц, начало разрушения и выпадения зубов.
Кадмий Cd
Кадмий оказывает на человеческий организм похожее действие, как и свинец. Он вреден в производстве глазурей, при вдыхании или попадании внутрь, а также при вдыхании испарений во время обжига.Кадмий также выщелачивается из глазурей под воздействием кислот, таких как уксус, молочнокислые продукты, фруктовые соки, или других разрушителей стекольной структуры (атмосферные или физические воздействия).
По закону выделение кадмия ограничено, в 1/10-кратном размере выделений свинца:
При выдержке изделия в 4%-уксусе в течении 24 часов при комнатной температуре допускается выделение не более:
- для плоских изделий: 0.17 мг/дм2 ( для свинца: 1.7 мг/дм2)
- для полых мелких и средних изделий: 0.5 мг/дм3 (для свинца 5мг/дм3)
- для полых крупных изделий: 0.25 мг/дм3 (для свинца 2.5мг/дм3)
Кадмий используется в производстве глазурей для окраски глазурей в жёлтый и оранжевый цвет.
Существуют альтернативные методы окрашивания в эти цвета:
- Оксид железа Fe2O3 даёт цвета от жёлтого до ржаво-оранжевого, особенно при совокупности с диоксидом титана TiO2.
- Светло-жёлтый цвет можно получить, добавив минимальное количество Fe2O3 (иногда хватает и присущих загрязнений железом) к глазурям содержащим TiO2.
- Также существует огромное количество различных безвредных синтетических пигментов, которыми глазурь можно покрасить в любые нужные цвета, как и в жёлтый и оранжевый разных оттенков.
Барий Ba
Барий используется в виде сульфата бария, который не вреден ввиду своей труднорастворимости и в виде карбоната бария, который очень вреден для организма.
Барий является сердечным ядом. Он может попасть в кровяную систему через ссадины или царапины.
Барий не выщелачивается из глазурей, но ввиду его высокой токсичности также есть смысл искать менее вредные альтернативы.
Барий используется в глазурях в малых дозах для повышения глянца, в больших дозах для создания матовых глазурей на высоких температурах (<1100°C). Недостаток бария в том, что он сильно повышает химическую устойчивость глазурей.Для повышения глянца вместо бария можно использовать оксид стронция SrO. Кроме глянца SrO повышает химическую устойчивость и твёрдость глазурей.</p>
Матирующее действие имеют кроме бария: TiO2, особенно в совокупности с SnO2; ZnO, CaO, в больших количествах также SrO.
Сурьма
Sb2O3 – оксид сурьмы, используется для глушения глазурей с большим количеством оксидов натрия и калия Na2O и K2O. В других глазурях он редко используется, так как часто провоцирует пузырение глазури из-за отдачи кислорода.
Вместо сурьмы можно использовать TiO2, ZnO, SnO2, СаО или ZrO2 / Zr2SiO4.
Сурьма является сильно ядовитым веществом. Химически она тесно связана с мышьяком, который известен своим токсичным действием. Сурьма может попадать в организм тонкой пылью через дыхательные пути или через кожу.
Фтор F и Мышьяк As
Соединения со фтором раньше использовались в виде флюса, но в виду сильной летучести и ядовитости фтор практически везде вышел из употребления.
Мышьяк раньше использовался как глушитель, но из-за своей вредности теперь запрещён к употреблению. Мышьяк сильно выделяется из глазурей.В Италии он вроде до сих пор используется в глазурях(хотя может быть информация и устарелая), как флюс и для создания своего рода «бархатных» глазурей. Но наверное не стоит их покупать… =))
В главе Вредные компоненты глазурей использовалась литература:
Glasuren und ihre Farben, Werner Lehhäuser, 1973Keramische Glasuren, Wolfgang Matthes, 2011
Тренды в мире керамики: глазури, материалы, обжиг
Продолжим тему статей для начинающих керамистов. Итак, вы выбрали печь, нашли, где ее безопасно использовать, и у вас встает вопрос выбора материалов. Информацию о базовых вариантах покрытия и декорирования, а также о стандартных массах вы найдете в интернете или в ближайшей студии.В этой же статье я расскажу, как вам повезло — быть керамистом в современном мире с таким богатым выбором материалов для творчества 🙂 Поговорим о новых «трендовых» материалах и направлениях последних лет.
Начну с того, что в нашей стране декоративная керамика в хобби-сегменте стала модной совсем недавно. 10-15 лет назад открылись первые магазины, где можно было приобрести базовые материалы, а выбор глин и глазурей был очень ограничен. Большинство интересных и качественных масс и декоративных покрытий были нам недоступны, потому что были в основном импортного производства. Эта ситуация и сейчас такова. Европа и США начали путь популяризации и развития керамики в своих странах гораздо раньше.
Так вот, с опозданием, но и у нас в продаже начали появляться импортные «интересные» материалы, а в последние пару лет прямо-таки случился прорыв, и на рынок вышли многие зарубежные поставщики с огромным выбором масс и глазурей, которые поражают своим разнообразием. Ранее российским керамистам приходилось только любоваться на фото в сети Интернет или самостоятельно замешивать массы нужных цветов, самостоятельно их окрашивать, добавлять грануляты для получения стойкой окрашенной крошки в массах или глазурях, что требует дополнительных затрат, времени, обучения, экспериментов и др.
С одной стороны, это обогащало наш опыт, как керамистов-практиков. Такой керамист, в идеале, должен все сам суметь сделать: и слепить, и форму гипсовую сделать, и глазурь создать. Но это для профи, а в хобби-сегмент люди идут в керамику для отдыха и творчества, готовы заплатить за готовые интересные и качественные материалы, чтобы сэкономить время на саму работу. Повторить рецепт увиденного еще нужно суметь, а для этого нужно знать, как минимум химию и технологию изготовления материалов в керамике.
Итак, перейдем собственно к материалам. Что интересного и нового в трендах на Западе и теперь доступно у нас?
1. Средний и высокий обжиг.
Появилось больше понимания, что посуду предпочтительно делать на более высокой температуре и более плотноспеченном черепке.
Появилось и больше поставщиков высокотемпературных печей на рынке, и выбор соответствующих глазурей и масс. В том числе с такими эффектами, которых нельзя добиться при низкотемпературном обжиге.
Это не значит, что посуду на низкую температуру (до 1200 градусов) нельзя сделать качественно. При использовании соответствующих друг другу пар масс и глазурей — можно.Однако такая посуда обладает меньшей прочностью в быту при использовании, быстрее разрушается при мытье в посудомоечной машине из-за сохранения высокого процента водопоглощения у подобных фаянсовых масс. Весь мир давно выбирает средний и высокий обжиг. В хобби-сегменте часто это средний интервал обжига 1200-1280 градусов. Печь с более высокой температурой обжига сложнее поставить в небольшой студии или частном доме. Высокий обжиг может не потянуть электрическая сеть, расход электроэнергии выше, да и печи такие сами по себе дороже, в том числе в обслуживании.
Массы и глазури на подобную температуру обладают большей химической стойкостью и прочностью. По словам технологов, в этой температурной группе проще зафиксировать пигменты и сделать состав пригодным для использования глазури в изготовлении столовой посуды, чего нельзя сказать о большом количестве популярных немецких, например, глазурей, на низкую температуру 1050-1080 градусов. Эти низкие глазури из-за высокого содержания щелочи в составе имеют большую склонность к выщелачиванию, а также к цеку. А это делает их пригодными только для декоративной керамики. В то же время на низкой температуре пигменты и красящие вещества в глазурях имеют более яркие цветовые решения, так как еще не «выгорели», в связи с чем низкотемпературные глазури и приобрели популярность в нашей стране и мире.
Однако специалисты рекомендуют все же делать столовую посуду из более высокотемпературных материалов, каменных масс и фарфоров. Начиная со среднего обжига до высокого, посуду уже можно поставлять в рестораны, где износ ее велик по сравнению с домашним бытовым использованием, что недопустимо при низкотемпературной керамике, где часто высокощелочные глазури просто выщелачиваются от агрессивных моющих средств в посудомойке, а сама посуда обладает низкой устойчивостью к сколам.
Бывают и стабильные низкотемпературные глазури, но в любом случае, это посуда для дома и мыть ее лучше руками и бережнее с ней обращаться.
2. Массы, имитирующие бетон.
В связи с трендом в декоре интерьера на лаконичный дизайн и популярный «Скандинавский стиль» в моду вошли серые оттенки, в том числе и серые массы, имитирующие бетон. В продаже подобные массы появились у нескольких поставщиков в Москве и Петербурге.
Работа Ирины Лешиной, г. Самара. Масса с имитацией бетона.
3. Массы черо-коричневые.
Они в основном покрыты простыми белыми или другими эмалями, чтобы придать лаконичности дизайну и подчеркнуть реакцию с оксидами, проступающими на поверхность глазури красивыми пятнами и зерном (если масса еще и шамотированная, а чаще всего это так). Эти темные массы окрашиваются оксидами марганца или железа и являются очень реактивными, поэтому выходят на поверхность давая красивый растек и частично окрашивая базовый цвет глазури. Этот прием открыли еще в Японии давным-давно, а японские глины, как известно, были богаты железом. Мы же, европейцы, адаптируем давно забытое теперь уже не в дровяных, а электрических печах.
Работа Елены Ким, Москва. Черная масса, белая глазурь.
4. Массы в крапинку.
Это массы, имеющие базовый светлый цвет, содержащие в составе гранулят с содержанием оксидов металлов чаще всего, которые также вступают в реакцию с любыми глазурями, которые вы поверх нее наносите. В основном это средне- или высокотемпературные массы и соответственно высокотемпературные глазури при этом используются.
Работа Анастасии Качковой, г. Екатеринбург, масса «в крапинку», белая глазурь.
5. Глазури американские и европейские.
Эти глазури на средний обжиг поражают своим великолепием: здесь и эффектарные глазури различных цветов, с невероятными переливами, и глазури с имитацией старинных селадонов или дровянных обжигов.
Сюда можно отнести тренд «имитация глазурями обжигов в дровяных печах». Например, вид Японских глазурей Сино или Шино для обжига в дровяных печах Агама, в печи эти глазури приобретали за счет золы и глины цвета от белого до оранжевого. Имитация Шино\Сино глазури для муфельной печи выпускает сейчас известная американская фирма AMACO и производит целую линейку подобных глазурей с одноименным названием- Shino.
Глазури фирмы АМАСО, фото с www.amaco.com
Глазурь серии Shino, фото с www.amaco.com
Это, безусловно, не все тренды, но мы осветили основные. Будем и далее держать руку на пульсе и рассказывать о новинках рынка в применении к российским реалиям.
Татьяна Михайлова, специально для Русской Академии Ремёсел.
Глазурь общие понятия и классификация
Глазурь – это блестящий или эмалевый стекловидный слой в виде тонкой плёнки (0,1 – 0,3 мм). Химический состав глазури и керамического черепка различен. Различно по величине и их тепловое расширение. Для прочного сцепления слоя глазури с черепком надо стремиться к тому, чтобы тепловое расширение глазури и черепка были равны. Непрочность сцепления глазури с черепком выражается в образовании сетки трещин в глазурном слое (цек) или отслоении глазури от черепка после обжига и охлаждения. Тепловое расширение глазурей и керамических масс характеризуется коэффициентом теплового расширения (КТР). Величина КТР глазури зависит от её химического состава. Если несоответствие КТР глазури и черепка невелико, сетка трещин глазури крупная; чем больше несоответствие, тем мельче сетка. Это сойство используется в декоративной технике кракле. Для избегания образования трещин глазурь наносят тонким слоем, а также добавляют в глазурь тонкомолотый кварцевый песок. Часто цек образуется не сразу после обжига, а с течением времени.
Цек – вид дефекта глазури. Происходит из-за различия коэффициентов расширения черепка и самой глазури. Цек имеет вид паутинообразных трещин.
Глазури можно классифицировать по: способу изготовления, химическому составу, температуре плавления, прозрачности.
Способ изготовления
Сырые глазури. Сырьевые материалы (кварц, полевой шпат, каолин, оксиды металлов) перемалываются, полученная шихта загружается в шаровую мельницу с водой. Помол глазури осуществляется в течение 48-72 часов в зависимости от прочности сырьевых материалов. В составе сырых глазурей не должно быть компонентов, растворимых в воде, в противном случае эти компоненты при нанесении глазурной суспензии на изделие вместе с водой уйдут в пористый черепок, изменив состав глазури.
Фриттованные глазури. Основной компонент для изготовления глазури – кремний, его точка плавления 1730 оС, что не годится для обжига керамического изделия. Для понижения температуры обжига глазурного покрытия, глазурь фриттуют. Все ингредиенты глазури в сухом виде смешиваются и обжигаются при температуре 1000 — 1300 оС. Полученная расплавленная масса резко охлаждается водой. Глазурь распадается на мелкие гранулы, которые впоследствии измельчаются в шаровой мельнице. На процесс фриттования глазури затрачивается огромное количество энергии, что существенно удорожает её производство. Фриттованные глазури более легкоплавки, чем сырые того же состава, качество поверхности после обжига у них выше.
Фритта – это особые виды стекла, которые в процессе обжига плитки расплавляются и плотно прилипают к черепку. Глазурь, состоящая из одних фритт, используется только для получения блестящей поверхности некоторых видов облицовочной плитки.
Химический состав
По химическому составу глазури бывают с содержанием бора, щелочные (натриевые, калиевые), свинцовые, оловянные, цинковые. Исторически первыми начали использовать глазури свинцовые и оловянные.
Свинцовые глазури. До недавнего времени один из самых распространённых видов глазури. В настоящее время этот вид имеет ограниченное применение из-за требований по охране окружающей среды, поскольку обладает ядовитым действием. Свинцовые глазури располагают богатым цветовым спектром.
Оловянные глазури. Исторически имели большое применение для создания глухих глазурей. Сейчас имеют ограниченное применение из-за высокой стоимости.
Глазури с содержанием бора обжигаются при температуре 750 оС. Бор придаёт глазури эластичность, понижает КТР, повышает яркость. При соединении с оксидом меди придаёт глазури бирюзовые оттенки.
Щелочные глазури влияют на оксиды металлов, в результате чего получаются ясные и чистые тона, также понижают КТР.
Цинковые глазури. При небольшом содержании цинк придаёт яркость. При повышенном содержании – придаёт матовость. Если добавить ещё большее количество – начинается процесс кристаллизации, который вызывает определённый декоративный эффект.
Температура плавления
По температуре плавления выделяют следующие классы глазурей:
- Тугоплавкие с большим содержанием кварца – 1200 … 1410 °С;
- Среднеплавкие – 1000 … 1150 °С;
- Легкоплавкие – 900 … 1050 °С.
Глазури с другими диапазонами температур плавления в технологии производства плиток практически не используются.
Прозрачность
Прозрачными глазурями покрывают плитки беложгущейся глины (белых и светлых тонов), они сохраняют и усиливают цвет керамического черепка. Прозрачные глазури бывают бесцветные и цветные. Непрозрачные глазури (или глухие) использую для маскировки нежелательной окраски, например, красножгущегося черепка. Непрозрачные глазури также называются эмалями. Для получения цветных глазурей вводят оксиды металлов или полученные промышленным способом красители. Оксиды представляют собой естественное сырьё. Определить цвет материала в сыром состоянии очень трудно: он колеблется в серо-чёрных тонах. После обжига оксиды меняют окраску в зависимости от качества глазури, которую в них добавляют, или температуры, которой подвергают при обжиге.
В основу написания статьи легли материалы:
«Плитка керамическая: современная энциклопедия» сост. Сергеева Е.Е. компания Estima.
Пока не станет фиолетово, или Как добывается цвет керамической глазури
Про цветную глазурь сегодня расскажу.
И заодно про глазурь вообще. Часто спрашивают.
Глазурь — это то стекловидное покрытие, которое вы видите на любой посуде. Взяли утром любимую кружку кофе налить, а на ней глазурь.
И чтобы она стала такая блестящая и ровным красивым слоем покрывала кружку, с ней много чего должно произойти.
В сыром виде — это серо-буро-малиновая жижа или порошок и глядя на него вы нипочем не догадаетесь, что получится после обжига. В основе этого порошка — истолченное стекло плюс к нему добавляются оксиды металлов, пигменты и прочая страшная химия про которую умолчу. Крутые мастера в ней детально разбираются, и составляют свои авторские глазури, большинство же просто знает, что смесь вот в этой баночке даст вот такой цвет или эффект, а в этой — вот эдакий. Важно — все баночки подписаны!
Откуда же большинство мастеров это знает? Потому что, купив новую глазурь, мастер делает огневые пробы. Глазурь наносится кисточкой на черепок (кусочек обожженной глины) и ставится в печку на обжиг. И часто не один раз. Глазурь — дама своенравная. На красной глине она себя так поведет, на белой — совсем иначе или вообще цвет изменит. Потому огневые пробы делаются на разной глине и при разных температурах.
Когда же нужно не новую глазурь испытать, а получить новый цвет, все еще интереснее. Это вам не акварельку на бумажечке кисточкой смешивать (при всем уважении!). Например, нужна нам фиолетовая глазурь. Поскольку не пальцем деланы и в цветоведении чего-то понимаем, то можем предположить, что смешать нужно синий и красный. Берем эти две глазури и делаем несколько (3-4) смесей в разных соотношениях этих цветов. И все в слепую! Потому как обе баночки у нас в руках серо-буро-малиновые и все варианты смесей на взгляд такие же. Все новые баночки подписать сразу!!! Иначе пиши пропало — что в ней, потом уже не вспомнить. В ходе работы они размножаются как мушки-дрозофилы.
Стол при этом напоминает подпольную нарко-лабораторию — весы с погрешностью 1 мг, баночки-пакетики, суспензии-порошочки, крохотные мерные ложечки и другое.
Ну вот, намешали! Теперь берем керамические плиточки, обожженные и заранее, еще в сыром мокром виде пронумерованные стилом, как в школе Древней Греции. И наносим кисточкой: плиточка 1 — из баночки такой-то, плиточка 2 — состав такой-то. И все в тетрадочку, в тетрадочку! Дата — такая-то, «Глазурная проба фиолетовая № 1». И в печку их, в печку!
Вы думаете, после обжига песня закончена? Хорошо, если так! Достаем наши плиточки — ну, первая фигня полная, вторая ничего так, но сейчас нам не это надо, отложим. А вот 4-я хорошо, но только синего многовато. Снова весы, баночки-пакетики, суспензии-порошочки, крохотные мерные ложечки… Берем 4-ю смесь и на ее основе делаем еще несколько, только подбавляем красного. Снова плиточки, тетрадочка, «Глазурная проба фиолетовая №2» (на фото, правда, не фиолетовая, а оранжево-терракотовая проба, но сути дела это не меняет).
Обожгли. Смотрим. Если получили, что хотели. Ура! Если не получили, и нам еще не стало глубоко фиолетово, какие там оттенки фиолетового, то заходим на третий круг.
Как пелось в одном мультфильме: «…и так без конца до конца».
И это только получение нужного оттенка цвета, а что творится, когда нужно какой-то глазурный эффект получить! Тут просто нешуточные страсти начинаются. Потому что это уже сотворение авторской глазури, и это секреты, которые ни один мастер за так не отдаст. А часто и за деньги не отдаст.
В завершение хочу поделиться с вами одной гениальной работой, найденной на просторах. К сожалению, автора не знаю. Сделать цветовые пробы на функциональной посуде, да так просто и элегантно — снимаю шляпу!
Glaze Chemistry 101: Краткий курс по смешиванию керамической глазури
Помните, на уроке химии в старшей школе вы обнаружили, что думаете: «Когда я КОГДА-ТО буду использовать это в своей жизни?» (если, конечно, вы всегда мечтали стать химиком). Что ж, если вы стали гончаром, скорее всего, вы снова познакомились с некоторыми терминологиями из школьной химии. Если ошибка химического состава глазури еще не укусила вас, вероятно, со временем это произойдет, поскольку вы захотите настроить свою работу с определенной поверхностью глазури.Изучение того, как разные материалы способствуют созданию глазури и глиняных тел, очень важно для расширения ваших способностей как художника по керамике.
Итак, в этом посте мы представляем небольшое введение в смешивание и тестирование глазури от покойного Ричарда Закина. В нем он объясняет, как легко освоить процесс изготовления глазури, если у вас есть подходящие инструменты, вы следуете установленной процедуре и серьезно относитесь к работе. — Дженнифер Поелот Харнетти, редактор.
Производство керамической глазури
Для большинства керамистов первое знакомство с технической стороной керамики происходит во время изготовления глазури.Процесс изготовления глазури легко освоить, если у вас есть подходящие инструменты, соблюдение установленной процедуры и серьезное отношение к работе.
Получите 33 наших любимых глазури для керамики, загрузив этот бесплатный подарок, 33 испытанных и настоящих рецепта глазури.
Вам понадобится
- Точная шкала, калиброванная в граммах.
- Чистая сковорода или ведро для взвешивания глазури (такая чаша может быть у ваших весов).Это называется мерной емкостью. Салатницы из нержавеющей стали бывают разных размеров и являются отличными мерными контейнерами.
- Чистое ведро для смешивания взвешенных материалов глазури.
Эта емкость для смешивания должна быть достаточно большой, чтобы вместить весь рецепт. - Хорошая респираторная маска (с одобрения правительства).
- Вода (для суспендирования глазури).
- Мелкое сито, 50 или 80 меш (50 или 80 нитей на дюйм).
- Если вы готовите большое количество глазури (более 2000 граммов), вам также понадобится крупное сито (которое вы можете купить в супермаркете).
- Щетка с чистой щетиной (для проталкивания глазури через сито).
- Водостойкий маркер (для маркировки тары с глазурью).
Процесс изготовления керамической глазури
-
Тесты глазури Ричарда Закина.
Наденьте респиратор.
- Найдите каждый материал в рецепте и убедитесь, что он у вас достаточно.
- Перед началом работы очистите весы и убедитесь, что они правильно сбалансированы.
- Поместите мерную емкость для взвешивания материалов на весы.При отсутствии материалов в контейнере указанный вес следует установить на нулевую точку. Если нет, отрегулируйте компенсацию тары весов так, чтобы они были равны нулю.
- Взвесьте свой первый материал.
- Поместите его в емкость, которую вы будете использовать для смешивания и хранения глазури.
- Взвесьте каждый последующий материал и поместите его в емкость для смешивания.
- Добавьте воды, чтобы получилась густота крема.
- Если у вас есть пропеллерный миксер, воспользуйтесь им на этом этапе.В противном случае перемешайте глазурь палочкой для перемешивания или венчиком. Как только глазурь будет смешана с водой, маску можно будет снять.
- Поместите сито, опирающееся на две палочки, на другую емкость для смешивания.
- Пропустите глазурную смесь через сито (вы можете использовать жесткую кисть, чтобы протолкнуть глазурь через сито). Это гомогенизирует смесь и избавляет от комков. Если вы приготовили большое количество глазури (более 2000 граммов), пропустите смесь через крупное сито перед тем, как использовать мелкое сито, значительно ускоряет процесс.
- Переместите сито в исходную емкость для смешивания и еще раз вылейте глазурь через сито. Двойное просеивание обеспечивает однородную смесь.
- Сделайте водонепроницаемую этикетку для глазури и поместите ее на емкость.
Испытание керамической глазури
В отличие от краски, глазури необходимо обжигать. Кроме того, глазури трансформируются в огне и не имеют той же поверхности или цвета до обжига, как после. Обжиг в печи коренным образом меняет характеристики глазури.Лучший способ отследить эти преобразования — сначала нанести глазурь на тестовую плитку. Это позволит вам увидеть поверхность, цвет и текстуру глазури после обжига. Тестовая плитка должна быть довольно большой и иметь характер, похожий на вашу обычную работу. Особенно важно использовать ту же глину и обжиг, которые вы обычно используете в своей работе. Оба эти фактора сильно влияют на характер глазури.
Тестирование глазури Анджело ди Петта.
Процесс испытания керамической глазури
- Приготовьте тестовую плитку.
- Разбавьте глазурь водой до нужной консистенции. Для одноцветного нанесения это может быть густой крем. Если вы планируете использовать глазурь в стратегии многослойного глазирования, глазурь (или глазури) должна быть тонкой и молочной.
- Нанесите глазурь на плитку окунанием, заливкой или распылением.
- Обстреляйте плитку способом, соответствующим вашим обычным методам обжига.
- Отметьте завершенный тест глазури. Включите его название, рецепт (включая красители), конус обжига и дату.В классе или в группе укажите свои инициалы для идентификации.
Расскажите о своем процессе замеса глазури в комментариях!
** Впервые опубликовано в 2010 г.
,Cone 6 Matte Glazes и методы керамического остекления
Я люблю старую добрую масляно-матовую глазурь! Донна Полсено создает красивые маслянистые матовые поверхности с большой красивой глубиной, но потребовалось немало экспериментов с рецептами матовой глазури Cone 6, чтобы получить нужные поверхности. Глазурь должна растаять настолько, чтобы немного сместить глазурь и добавить глубины изображению, но не слишком сильно! В сегодняшнем посте Донна делится тем, что она узнала о получении идеального таяния, а также парой своих рецептов матовой глазури с конусом 6.- Дженнифер Поелот Харнетти, редактор.
Мои глазури — это кальциевые штейны, которые обжигаются в электрической печи. Кальций получают из волластонита, силиката кальция, и из бората Герстли, бората кальция. У меня также есть карбонат стронция в качестве еще одного матирующего агента в моей глазури, который, как и карбонат бария, улучшает цвета. Волластонит известен тем, что при охлаждении образует мельчайшие кристаллы силиката кальция.
Откройте для себя новые техники остекления, загрузив бесплатную брошюру Five Great Ceramic Glazing Techniques.
Многие люди топят свои печи, чтобы снизить скорость охлаждения и способствовать образованию кристаллов, но я этого не делаю. Моя печь хорошо изолирована и поэтому остывает очень медленно. Обнаружение, что моя печь сама по себе охлаждается достаточно медленно, чтобы способствовать образованию мельчайших кристаллов, было одной из удачных вещей, которые я узнал случайно в своей цели разработать рецепты матовой глазури с конусом 6 с богатством и визуальной глубиной, которые часто ассоциируются с высокой -пожарная или редукционная посуда.
В этом поиске визуального богатства и глубины я экспериментировал, прежде всего, с нанесением слоев глазури друг на друга — не только пробуя один или два слоя, но также обнаруживая различные эффекты одних глазурей над другими.Некоторые комбинации создают своего рода микрокристаллизацию. Мой рецепт матовой глазури «Черный конус 6», например, позволяет получить красивые точки кристаллов на одной из моих базовых глазурей, а не на других из-за разного поверхностного натяжения.
Вторая важная часть поиска заключалась в том, чтобы выяснить, как различные красители и оксиды полностью изменяют расплав одних и тех же основных глазурей, и как использовать это в своих интересах. Частично успешное использование красителей и оксидов в средней степени в окислительной атмосфере заключается в использовании нескольких из них в одной глазури, чтобы добиться более сложного вида, а не более индустриального внешнего вида.
Третьим аспектом, который я обнаружил, была точная толщина каждой глазури, которая позволила мне окунуть до трех слоев глазури. Из-за большого количества глазурей, которые я использую в своем процессе, все глазури должны быть тонкими. Я не мог жить без ареометра (посмотрите этот самодельный ареометр в архивах). Я смешиваю каждую глазурь с разным удельным весом. Ощущение глазури иногда может ввести меня в заблуждение, а точность имеет решающее значение для успеха глазури.
Четвертой переменной, с которой пришлось экспериментировать, была температура.Я стрелял от конуса 4 к конусу 7, прочно обосновавшись на конусе 5. Я продолжал искать нужное количество расплава, которое могло бы размягчиться, но при этом продолжал выполнять свою сложную декоративную работу.
Наконец, еще одним фактором, который влияет на окончательный вид моих рецептов матовой глазури для конусов 6, является тот факт, что я выбираю глиняный корпус, в котором много шариковой глины и, следовательно, не слишком белый, как многие хотят, но он дает много персонажа к общему виду работы.
Рецепты матовой глазури Cone 6 — The Perfect Melt
Для меня все дело в идеальном плавлении.Глазурь должна таять и сдвигать мои следы и, следовательно, иметь немного загадочности и глубины. Первоначально, когда я начал эту работу, у меня была обычная электрическая печь, и я полагался на визуальный конус, чтобы судить о завершении обжига. Если глазурь растаяла хоть чуть-чуть больше, чем я считал идеальным, я обезумел. Дизайн был слишком мягким. Если это был оттенок меньше, чем хотелось бы, я также расстраивался, потому что пятна были слишком жесткими. Теперь мне нравится точность компьютеризированной печи с тремя термопарами.Мой метод глазурования сложен с множеством обыденных деталей, но мой основной процесс — сначала окунуть кусочки в одну глазурь. Затем я делаю различные линии и отметки тонкими китайскими кистями с использованием жидкого воска Forbes. Иногда я рисую разные формы жидким латексным резистом перед тем, как окунуть вторую глазурь. Затем наносится дополнительный воск или снимается латекс перед нанесением третьей глазури. Мои глазури в сухом состоянии от природы твердые, а не пудровые, и это очень полезно при использовании резистов и многослойных покрытий.Благодаря идеальному плавлению линии воскового резиста фактически переходят сами в себя, так что они выглядят еще более тонкими, чем когда я их рисовал. Правильно подобранный расплав придает маркировкам плавность и легкую прозрачность слоям.
Попробуйте мои рецепты матовой глазури Cone 6 и посмотрите, понравятся ли вам результаты!
Есть какие-нибудь советы по работе с рецептами матовой глазури Cone 6? Делитесь ими в комментариях ниже!
Донна Полсено — художник и педагог, которая вместе со своим мужем и коллегой по керамике Ричардом Хенсли живет во Флойд, штат Вирджиния.См. Больше ее работ на www.donnapolseno.com .