Нигрол – торговое название одной из марок трансмиссионных масел. Является продуктом перегонки некоторых сортов нефти, и представляет собой вязкую жидкость чёрного цвета, от чего и получила своё нынешнее название. Нигрол относится к группе минеральных масел.
Общая характеристика и применение
Традиционный нигрол в прошлом активно использовался в качестве трансмиссионного масла для смазки механических передач гусеничной и колёсной тяжёлой техники, а также подвижных частей парового оборудования, которое испытывает постоянное воздействие пара и высоких температур. Согласно ГОСТ 542-50 (окончательно упразднён в 1975 году) нигрол подразделялся на «летний» и «зимний» – марки различались по параметрам вязкости, у «летнего» нигрола она была выше, достигая 35 мм2/с. Такую смазку заливали в мосты грузовых автомобилей и широко использовали в зубчатых передачах: контактные нагрузки для транспортных средств того времени были относительно невысокими.
Основная эксплуатационная ценность нигрола заключается в высоком процентном содержании в нём смолистых веществ, имеющихся в нефти определённых сортов. Это обуславливает достаточно высокую смазывающую способность этого вещества.
Современный нигрол: отличия
Усложнение условий эксплуатации современных средств транспортной техники повлекло за собой снижение эффективности обычного нигрола, поскольку в его составе отсутствовали противоизносные присадки, а повышенная вязкость приводила к повышенным нагрузкам на элементы трансмиссий. Особенно гипоидных передач, где потери на трение высоки. Поэтому ныне понятие «нигрол» носит исключительно брендовый характер, а под этой маркой подразумеваются чаще всего трансмиссионные масла типа Тад-17 или Тэп-15.
Характеристики
Нигрол Тад-17 представляет собой марку автомобильного трансмиссионного масла, особенностями которого являются:
- Повышенное сопротивление трению скольжения в случае существенных разностей в скоростях контактируемых элементов механических передач.
- Наличие присадок, обеспечивающих постоянное наличие и возобновление поверхностной масляной плёнки.
- Меньшее (в сравнении с обычными нигролами) значение относительной вязкости.
- Уменьшенная зависимость показателей вязкости от температуры, возникающей в зоне контакта.
В составе присадок имеются сера, фосфор (но не свинец!), противопенные составляющие. Число после буквенной аббревиатуры указывает на показатель вязкости смазки, мм2/с, которой продукт обладает при 100ºС.
Эксплуатационные показатели смазки приведены далее:
- средняя вязкость, мм2/с, не более – 18;
- диапазон температур эксплуатации, ºС – от -20 до +135;
- работоспособность, тыс. км – до 75…80;
- уровень напряжённости работы – 5.
Под уровнем напряжённости ГОСТ 17479.2-85 предполагает высокую противозадирную способность, многофункциональность использования, возможность действия при контактных нагрузках до 3 ГПа и локальных температурах в узлах схватывания до 140…150ºС.
Прочие параметры Тад-17 регламентируются ГОСТ 23652-79.
Смазка марки нигрол Тэп-15 обладает более низкими показателями вязкости, поэтому КПД трансмиссий, где применяется это трансмиссионное масло, ещё выше. Кроме того, достоинствами этой смазки являются:
- Высокие антикоррозионные показатели.
- Стабильность показателей вязкости в широком диапазоне температур.
- Повышенное качество исходного дистиллята, что обеспечивает минимум имеющихся в смазке механических примесей (не более 0,03 %).
- Нейтральность показателя рН, что препятствует образованию очагов схватывания при работе трансмиссии.
При этом абсолютные показатели противоизносной способности этого трансмиссионного масла в полной мере сохраняются лишь при относительно невысоких температурах. Поэтому скорость перемещения смазываемых деталей должна быть невысокой. Это наблюдается преимущественно для гусеничной техники общего применения (трактора, подъёмные краны и т. п.).
Эксплуатационные показатели смазки:
- средняя вязкость, мм2/с, не более – 15;
- диапазон температур эксплуатации, ºС – от -23 до +130;
- работоспособность, тыс.км – до 20…30;
- уровень напряжённости работы – 3 (контактные нагрузки до 2,5 ГПа, локальные температуры в узлах схватывания до 120…140ºС).
Прочие параметры нигрола Тэп-15 регламентируются ГОСТ 23652-79.
Нигрол. Цена за литр
Цена на трансмиссионное масло типа «Нигрол» определяется рядом факторов, среди которых:
- Конструкция коробки передач автомобиля.
- Температурный диапазон применения.
- Время и объёмы закупки.
- Наличие и состав присадок.
- Работоспособность и сроки замены.
Характерен разброс цен на нигрол, в зависимости от фасовки масла:
- в бочках по 190…195 кг – 40 руб/л;
- в канистрах по 20 л – 65 руб/л;
- в канистрах по 1 л – 90 руб/л.
Таким образом, объём приобретения (и цена товара) определяется интенсивностью эксплуатации вашего автомобиля, поскольку замена смазки в межсезонье всё равно неизбежна.
Нигрол или тад 17. Что лучше?
На форумах автолюбителей периодически возникают дискуссии – нигрол или Тад-17: что лучше? Постараемся досконально разобраться в этом вопросе.
Разброс в терминах
Начать стоит с того, что в наше время сосуществуют два понятия: «Нигрол» и нигрол. Кавычки существенны. В первом случае речь идёт о торговой марке трансмиссионного масла, которые производится некоторыми компаниями (в России, например, это FOXY, Лукойл и ряд других). Во втором – об общем обозначении смазок, получаемых из определённых сортов нефти, и содержащих в обязательном порядке некоторый процент смолистых веществ, из-за чего и получили своё название (от латинского слова «niger»).
Для классического нигрола исходным сырьём служила нефть бакинских месторождений, в то время как для производства современных смазок указанной торговой марки сырьевой источник принципиального значения не имеет. Следовательно, торговая марка и состав любого материала – понятия разные, поэтому «Нигрол» и нигрол роднит область рационального применения (трансмиссионные масла) и химическая основа – нафтеновые нефти – из которых производится продукт. И всё!
Сравним характеристики
Поскольку классический нигрол в современной автотранспортной технике не применяется (давно упразднён даже государственный стандарт, по которому эта смазка производилась), то сопоставлять эксплуатационные параметры есть смысл только масел, выпускаемых под торговой маркой «Нигрол», сравнивая их с ближайшим аналогом – универсальной смазкой Тад-17.
Почему именно с Тад -17? Потому, что вязкости этих веществ практически совпадают, а основная разница заключается в ассортименте и количестве присадок. Напомним, что в советском нигроле их практически не было: по ГОСТ 542-50 нигрол подразделялся на «летний» и «зимний». Различие в показателях вязкости обеспечивалось исключительно за счёт технологии перегонки нефти: в «зимнем» нигроле присутствовало некоторое количество гудрона, который смешивали с маловязким дистиллятом.
Отличие в основных характеристиках очевидно из таблицы:
Параметр | Нигрол по ГОСТ 542-50 | Тад-17 по ГОСТ 23652-79 |
Плотность, кг/м3 | Не оговаривается | 905…910 |
Вязкость | 2,7…4,5* | Не более 17,5 |
Температура застывания, 0С | -5….-20 | Не ниже -20 |
Температура вспышки, 0С | 170…180 | Не ниже 200 |
Наличие присадок | Нет | Есть |
* указана в 0Е — градусах Энглера. Для перевода в h — единицы кинематической вязкости, мм2/с — следует воспользоваться формулой: 0Е = 0,135h. Указанный в таблице диапазон вязкости примерно соответствует 17…31 мм2/с
Так всё-таки — нигрол или Тад-17: что лучше?
При выборе марки трансмиссионного масла следует обращать внимание не на его название, а на эксплуатационные характеристики. Они, во-первых, должны соответствовать требованиям стандарта, а, во вторых, не иметь большого разброса по диапазону. Например, если малоизвестный производитель указывает, что плотность трансмиссионного масла находится в пределах 890…910 кг/м3 (что формально не выходит за допустимые пределы), то о стабильности показателей можно и посомневаться: вполне вероятно, что такой «нигрол» получен механическим смешиванием нескольких, неизвестных потребителю, компонентов. То же предостережение касается и остальных параметров.
Наиболее надёжными товаропроизводителями современного «нигрола» считаются торговые марки FOXY, Агринол, Ойлрайт.
И напоследок: осторожнее с продукцией, которая, судя по этикетке, производится не по ГОСТ 23652-79, а по отраслевым или, что ещё хуже – заводским ТУ!
Нигрол описание
Нигро́л (от лат. niger — «чёрный» — и лат. oleum — «масло») — трансмиссионное масло без присадок, вязкая жидкость тёмного цвета, представляющая собой неочищенный остаток от прямой перегонки нафтеновых нефтей. Применялся для смазывания трансмиссий и других агрегатов (зубчатые передачи и т. п.) автомобилей, тракторов, промышленного оборудования, паровых машин с усиленной конденсацией пара и других машин и механизмов.
Нигрол широко применялся в первой половине XX века, так как невысокие контактные напряжения в зубчатых передачах трансмиссий автомобилей тех лет (ГАЗ-АА, ЗИС-5 и др.) позволяли эксплуатацию на подобных недорогих смазочных маслах (по сути, отходах нефтеперегонки).
Во второй половине 1950-х новые модели автомобилей в СССР уже проектировались в расчёте на более современные трансмиссионные масла, такие, как ТАп-15, имевшее по сравнению с нигролом вдвое более низкую вязкость и содержавшее противоизносную присадку, или ТАп-10 для северных районов.
Окончательно выпуск товарных нигролов был прекращён в 1970-х — 1980-х годах (действие ГОСТа на него было прекращено в 1976), к этому времени они уже не могли применяться в трансмиссиях современных на тот момент легковых автомобилей. Некоторое время в небольших количествах продолжал производиться зимний нигрол, который шёл на приготовление масла ТСгип, использовавшегося в трансмиссиях авиационной техники, в частности — ряда высоконагруженных узлов втулок винтов и трансмиссий вертолётов, но из-за исчерпания месторождений нафтеновых нефтей его выпуск был также прекращён
оптовый отдел — контакты для связи
wholesale department contacts for communication
масла оптом
Классический состав и характеристики масла ТЭП 15 позволяют применение в сельскохозяйственной, строительной технике. Защитные свойства смеси гарантируют стабильную работу узлов, агрегатов, что повышает спрос среди автолюбителей. Наша редакция собрала основные характеристики и допуски Нигрола.
Краткое описание
Трансмиссионное масло Нигрол создано по технологии перегонки нефтяной основы. Качество базы повышается благодаря добавлению противоизносных, депрессорных присадок последнего поколения.
Отдельным показателем ТЭП 15 является минимальное содержание воды в составе, это гарантирует достаточную степень защиты от коррозии внутренних узлов трансмиссионного блока. Также позитивный эффект имеет отсутствие водорастворимых щелочных компонентов. Узкоспециализированные добавки не теряют полезных свойств при насыщении конденсатом или при попадании влаги через слабые уплотнители.
Негативным качеством является короткий срок службы – 70 км. Однако показатель относится к первым поколениям лубриканта. Новые образцы формулы 2010-2019 годов выпуска показывают прирост ресурса в 4-5 раз относительно базовой модификации.
Параметры
Трансмиссионное масло ТЭП-15 технические характеристики:
Показатель | Значение |
SAE | 90 |
API | GL-2 |
Содержание мех. Примесей | 0,03% |
Сера | Менее 3% |
Фосфор | 0,06% |
Сульфатная зольность | Более 0,3% |
Вязкость кинематическая +100˚С | 15 |
Вязкость динамическая при +20˚С | 200 |
Номинальная плотность | 0,950 |
Износ при 392 Н | 0,55 мм |
Область применения
Смазка Nigrol подходит для обслуживания сельскохозяйственной строительной, узкоспециализированной техники. Жидкость используют для обработки передач лебедок, гусеничной тяги, коробок передач.
Достоинства и недостатки
Среди основных достоинств продукта ТЭП 15 выделяют такие факторы.
- Пониженная вязкость облегчает процесс переключения передач.
- Универсальный состав совместим со всеми типами механизмов.
- Показатели жидкости позволяют применять формулу круглый год.
- Стабильные показатели эффективности при перепадах температур.
- Минимальная зольность.
- Минимальная стоимость.
Среди недостатков, пользователи отмечают крайне малый срок службы. Уже после 70-80 км эксплуатации – лубрикант требует замены. Однако данный факт полностью нивелируется низкой стоимостью.
Видео
Итог
Характеристики масла ТЭП 15 Нигрол, допускают его эксплуатацию в самых сложных механизмах, условиях работы. Защитные свойства продукта гарантируют стабильность функционирования обслуживаемых узлов.
Нигрол: Agrinol — Масла Трансмиссионные
Тип | Минеральное |
SAE | 90 |
API | GL-1 |
Выпускается по: ТУ У 23.2-30802090-021:2002
Масло трансмиссионное Агринол Нигрол используется в качестве рабочей жидкости в редукторах, малонагруженных узлах промышленного оборудования, открытых зубчатых передачах, планетарных зубчатых передачах кранов, экскаваторов, зубчатых передачах и узлах трансмиссий промышленного оборудования, тракторов, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин, строительной техники, где рекомендованы масла уровня SAE 90-140, API GL-1 (ТМ-1).
Характеристики:
Наименование показателя | Нигрол |
---|---|
27-34 | |
Температура вспышки, марка А, не ниже, °С: | 140 |
Температура вспышки, марка Б, не ниже, °С: | 180 |
Температура застывания, марка А, не выше, °С: | Минус 5 |
Температура застывания, марка Б, не выше, °С: | 0 |
Массовая доля механических примесей, %, не более | 0,05 |
Массовая доля воды, %, не более | Следы |
Коррозионное воздействие на металлы | Выдерживает |
По международным классификациям масло соответствует:
АРI GL-1SAE 90-140
Область применения
Масло трансмиссионное Агринол Нигрол используется в качестве рабочей жидкости в редукторах, малонагруженных узлах промышленного оборудования, открытых зубчатых передачах, планетарных зубчатых передачах кранов, экскаваторов, зубчатых передачах и узлах трансмиссий промышленного оборудования, тракторов, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин, строительной техники, где рекомендованы масла уровня SAE 90-140, API GL-1 (ТМ-1).
Температурный диапазон применения масла Агринол Нигрол:
- марка А — от минус 5°С до 110°С;
- марка Б — от 0°С до 140°С.
Показатели качества являются информационными и могут отличаться от показателей ГОСТа.
Агринол Нигрол TS U 23.2-30802090-021-2002 Масла Agrinol Nigrol используются в качестве рабочих жидкостей для редукторов, малонагруженных агрегатов промышленного оборудования, открытых зубчатых передач, планетарных зубчатых передач кранов и экскаваторов, зубчатых передач и трансмиссий промышленного оборудования, тракторов, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин. , конструирование устройств. — торговая марка А — от минус 5 ° С до 110 ° С; — торговая марка B — от 0 ° С до 140 ° С.Масла Agrinol Nigrol-z рекомендуются для использования при следующей температуре окружающей среды: — торговая марка B — от минус 10 ° С до 140 ° С. Гипоидное масло А TS U 23.2-30802090-114: 2009 Масло гипоидное А предназначено для смазывания гипоидных типов передач устаревших моделей автомобилей (ГАЗ-53, Зил-130, Москвич 401-412, ГАЗ М-20, ГАЗ-21, ГАЗ-24 и др.).
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|